ENGLISH VERSION | |
Быстрая навигация: | |
ГЛАВНАЯ / ЭКЗАМЕНЫ - 2003 | |
Письмо Минобразования РФ от 20.03.2003 № 13-51/13 "О проведении письменного экзамена по русскому языку и литературе в форме изложения с творческим заданием в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002/2003 учебном году".
В соответствии с приказом Минобразования России от 21.01.2003 № 135 «О внесении изменений и дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2003 №4170) в 2002/2003 учебном году выпускники XI классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации могут выбрать одну из форм письменного экзамена по русскому языку и литературе: сочинение или изложение с творческим заданием. Информация об особенностях проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе в форме сочинения в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации Минобразованием России дана в письме от 28.10.2002 №13-51-125 – 13 «О проведении письменного экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002/2003 учебном году». Решение о проведении письменного экзамена по русскому языку и литературе в форме изложения с творческим заданием в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации принято Министерством образования Российской Федерации на основании положительных результатов эксперимента, который проводился с 2000 по 2002 год в целях совершенствования формы государственной (итоговой) аттестации по литературе выпускников XI классов. Экзаменационные материалы для проведения изложения с творческим заданием будут направляться в марте-апреле по линии спецсвязи в органы управления образованием субъектов Российской Федерации в установленном ранее порядке в соответствии с письмом «О порядке обеспечения общеобразовательных учреждений экзаменационными материалами». Тиражирование текстов изложений с творческим заданием осуществляют государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации, соблюдая при этом секретность. Для изложения предлагается эпизод из прозаического произведения, указанного в «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования», или фрагмент критической статьи, связанный с произведением, включенным в указанный минимум (в каждое общеобразовательное учреждение направляются два варианта текста для изложения). Выбор текста из предложенных вариантов осуществляет учитель. Творческое задание к текстам первого варианта (эпизод) по форме представляет собой проблемный вопрос, связанный с содержанием не только предъявленного фрагмента, но всего произведения. Творческое задание к тексту - фрагменту критической статьи позволит выпускнику высказать свою точку зрения по поднятым в нем проблемам, ответить на вопрос, связанный с художественным произведением. При выборе изложения с творческим заданием учащимся предоставляется право писать как подробное, так и сжатое изложение. Задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение содержания исходного текста с сохранением авторского стиля. Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста. Излагая текст сжато, ученики проявляют важные коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения перед выпускником не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания. Сжатое изложение может быть самостоятельной частью экзаменационной работы или оно может органично входить в творческую часть работы. В первом случае оно отделяется от творческой части отступом и может оцениваться отдельной отметкой, во втором - изложение включается в общую канву ответа на вопрос и не оценивается отдельной отметкой, поскольку текст рассматривается как целое. При организации экзамена следует учесть, что выбор формы экзамена (сочинение или изложение с творческим заданием) выпускник может осуществить в день экзамена. Чтобы сделать этот выбор осознанным со стороны учащегося, учитель должен познакомить всех выпускников как с содержанием комплекта тем экзаменационного сочинения, так и с экзаменационным материалом для проведения изложения (с этой целью кратко определяется тема изложения и зачитывается творческое задание). Для проведения письменного экзамена по русскому языку и литературе потребуются разные помещения для тех, кто будет писать сочинение, и для тех, кто будет писать изложение с творческим заданием. По решению общеобразовательного учреждения для проведения указанного экзамена могут быть созданы различные экзаменационные комиссии. Подписывая работу, выпускник должен указать, какой вид изложения (подробное или сжатое) он избрал, это определит подходы к критериям оценки ученической работы. Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске. При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения. Наличие плана письменной экзаменационной работы не является обязательным требованием. Предложенный для изложения текст читается дважды, однако возможно по решению учителя и третье прочтение текста. Первое ознакомление с текстом предполагает обычный темп чтения, позволяющий учащимся воспринять смысл фрагмента в целом, второе прочтение фрагмента должно быть медленным, позволяющим выпускнику зафиксировать главные смысловые опоры текста, на завершающем этапе ознакомления с текстом он вновь читается в обычном темпе. На изложение с творческим заданием отводится 6 часов. По мере необходимости учащиеся могут пользоваться на экзамене различными лингвистическими словарями. При написании изложения по фрагменту критической статьи учащимся предоставляется право обращаться к тексту художественного произведения. Письменная экзаменационная работа в форме изложения с творческим заданием проверяется в соответствии с действующими «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». За изложение с творческим заданием выставляется две отметки: по русскому языку и литературе. Отметка по русскому языку выставляется за орфографическую и пунктуационную грамотность, а также за речевое оформление всей работы. Отметка по литературе выставляется за содержание изложения и творческой части работы, которое можно оценить одной или двумя отметками, при этом приоритет сохраняется за отметкой, поставленной за творческую часть экзаменационной работы. При оценке изложения необходимо учитывать полноту изложения исходного текста (подробное изложение) или точность воспроизведения основных микротем исходного текста (сжатое изложение), а также достоверность высказывания (отсутствие фактических ошибок, неточностей, искажения смысла исходного текста), последовательность изложения (отсутствие неоправданных повторов мысли, нарушение логики), уровень речевого оформления. При оценке творческого задания проверяется знание учащимися содержания художественного произведения, владение теоретико-литературными понятиями, умение дать аргументированный ответ на проблемный вопрос, речевое оформление работы. Творческое задание (если оно представляет собой отдельную часть экзаменационной работы) должно составлять не менее 3-4 страниц письменного текста. Итоговые отметки по русскому языку и по литературе выставляются с учетом отметок, полученных за изложение с творческим заданием и годовых отметок по названным предметам. Приложение: Приложение № 1
|
|
|
|