НАМ 35 ЛЕТ     НОВОСТИ     E_MAIL

ГЛАВНАЯ  /   НАШЕ ТВОРЧЕСТВО  /   ИЛК "Война и мир"


СУДАРЕВ ЮРИЙ
Философские и исторические взгляды Л.Н. Толстого


Каждому, кто открывает впервые "Войну и мир", бросается в глаза необычная особенность этого романа - обилие рассуждений на исторические и философские темы во второй половине книги, особенно в эпилоге. Уже первые читатели "Войны и мира" были озадачены тем, что роман местами переходит в трактат, к чему многие из этих читателей, и среди них такие, как Тургенев и Флобер, отнеслись с неодобрением, находя теоретические "отступления" слабыми и скучными, даже лишними на фоне образов и картин. Автор сам колебался: в одном из следующих изданий(1873 г.) он вынес военно-исторические и философские рассуждения из основного текста в особое приложение, а многие исключил вовсе. Однако в дальнейших изданиях при жизни Толстого "рассуждения" возвратились на прежние места.

Многие читатели и сейчас досадуют на автора "Войны и мира" за то, что он загромоздил отвлеченностями последние части книги; на толстовскую философию истории читатели эти смотрят как на скучную и необязательную прибавку к роману. Толстой чувствовал потребность объясниться с читателями по поводу "рассуждений"; объяснения мы найдем в статье "Несколько слов по поводу книги "Война и мир", а также в черновиках. Одно такое объяснение, тогда не увидевшее света, особенно интересно: автор заявляет, что "рассуждения" и "описания" в его книге не посторонни друг другу; в виде примера тут же упомянута сцена охоты, - а какая, кажется связь у нее с толстовской философией истории? Однако Толстой не хочет, чтобы в его философии истории видели публицистическую прибавку к "картинам". Он пишет в том же отрывке о "читателях художественных", "суд которых, - заявляет Толстой, - дороже мне всех": "Они между строками, не рассуждая, прочтут все то, что я писал в рассуждениях и чего бы и не писал, если бы все читатели были такие".

Толстой здесь хочет внушить читателю, чтобы не искали его философию жизни и истории лишь в тех местах, где она специально изложена, а на роман сам по себе, художественную "картину", не смотрели бы как на чистое "изображение", "живописание", которому будто бы несвойственны изнутри мысль, анализ, философский взгляд. Нет, настаивает Толстой, в "картинах" и "описаниях" прежде всего и содержится "между строками" тот взгляд на жизнь и историю, который автору очень дорог, - более дорог, чем само по себе прямое изложение этого взгляда в специальных "рассуждениях". Они не случайно начали наполнять толстовский текст именно в последних частях книги, образовав здесь своеобразную теоретическую "надстройку" над образным материалом. Теоретический анализ вырос из анализа художественного как его "продолжение". То понимание человеческого бытия и истории, которое людям открыла "Война и мир", возникло и развилось у Толстого как художественная мысль, как роман, картина жизни и отношения людей. Но это художественное объяснение самых глубоких оснований человеческой жизни, к которому стремился Толстой, естественно тяготело перерасти в прямое философско-публицистическое рассуждение, к которому был также склонен Толстой, оно, так сказать, было его вторым "языком". В философской публицистике "Войны и мира" происходило то, что классическая эстетика "именовала выходом идей из образа". Обращаясь к логическим доказательствам, Толстой как бы "переводил" свою мысль с одного языка на другой.

"Перевод" этот, однако, не адекватен. Одна и та же рука писала в одном и том же тексте "рассуждения" и "картины", между ними есть соответствие и единство. Однако тождества нет между ними, отнюдь не гармонично это единство. В другой системе мысли происходили смещения, которые сказывались на самом содержании мысли. Историческая теория Толстого, "продолжая" его художественную мысль, во многом меняет не только форму ее выражения, но вместе с формой меняет ее по существу.

Надо вспомнить историческую теорию Толстого в "Войны и мира". Как из многих жизней отдельных людей, с их всецело личными интересами, целями, складывается общая жизнь человечества, образуются "людские сцепления", движущие историю? Этот вопрос разбирает Толстой - теоретик и публицист.

По Толстому, всякий результат человеческой жизни непреднамерен, стихиен. В событии всегда участвует множество разнонаправленных стремлений и воль, они пересекаются и сталкиваются между собой. Субъективно, в своем сознании каждый человек свободен поступить так или иначе; но, действуя, он неизбежно вступает в связь с другими людьми, и результат усилий его зависит уже не только от направления его воли, но от соединения и переплетения воль всех участников того общего действия, из которого получается событие человеческой жизни. Если это так в отношениях частной жизни, то с гораздо большей еще непреложностью проявляется этот закон в так называемых исторических событиях, где объединены интересы и цели огромного множества самых разных людей. Толстой рассматривает ход военной кампании 1812, чтобы показать, что ни одно из событий этой кампании не совершилось по чьему - либо плану, хотя и было много планов с разных сторон. "Все происходит нечаянно", от совпадения "ста миллионов самых разнообразных случайностей".

Это, однако, не значит, что случаен конечный исход войны 1812 года. Напротив, он был предопределен, подчеркивает Толстой. Через бесчисленные случайности (какими они представляются по отношению к сознательно намеченным целям и планам отдельных лиц) пролагал себе дорогу ведущий закон, сверхличная, всеобщая воля, осуществляемая цели провидения, мировую судьбу Высшие эти цели, недоступные людям, всегда поглощенным ближайшими, личными целями, - эти высшие цели и определяют " неизбежный ход событий" в истории. И с этой точки зрения трудно найти в истории событие более закономерное и обусловленное, чем 1812 год в России.

Итак, следуя Толстому - теоретику, можно каждое жизненное событие объяснять двояко: исходя из желаний и воли людей - тогда одни лишь случайности наполняют жизнь и историю; либо искать объяснения в действии высшей надчеловеческой воли - тогда предустановленно в жизни все до мельчайших подробностей. И в отвлеченных своих рассуждениях автор "Войны и мира" так и не сводит концы с концами, объясняя исторический результат то стихийным и случайным совпадением произволов, то определением свыше. Эти два объяснения человеческой жизни остаются логически несовмещенными в толстовской теории.

Но если остались несведенными выводы в логическом рассуждении, то в романе, где своим, отличным путем и способом от способа логического рассуждения исследована та же проблема, - в романе она нам объяснена так, что противоречие сходится в живое единство, необходимую связь - внутреннее противоречие человеческой жизни, движущий источник ее. Толстой рассказывает о людях, которые желают, стремятся, имеют цели, но получают они в результате своих усилий что-то другое; жизнь складывается неожиданно - и общая, историческая, и частная жизнь отдельных людей, которые вовсе не властны строить ее по своему произволу. Как объяснить это несовпадение устремлений и результатов? Получаются ли результаты случайно, из столкновения разных стремлений, случай господствует в мире? Или, наоборот - в человеческой жизни осуществляются цели надчеловеческие и провидением установлено все наперед? И то и другое - в толстовской теории. Ни то, ни другое - в "Войне и мире", художественном рассказе Толстого о жизни людей.

Толстой писал свой роман, когда Россия вступила на порог буржуазного развития; в романе действует Наполеон, в котором буржуазное отношение к жизни закончено выразилось. Отношение это в том как раз состоит, что личным интересом и целью исчерпываются для человека все жизненные проблемы. Нет ничего, кроме человеческих "атомов", единиц и их единичных целей. Поскольку все они разные, отрицают друг друга, случаем, соотношением сил в данный момент определяется все Жизнь идет "как получится", анархично, без внутренней необходимости, и нет другого закона, кроме стихийного совпадения обстоятельств, определяющего в беспорядочном столкновении воль какую-то равнодействующую. И нет другого мировоззрения у человека, кроме культа личной активности.

Среди персонажей "Войны и мира" Курагины живут по этим законам, зная во всем мире только личный свой интерес и энергично его добиваясь интригой. И сколько Курагины внесли разрушения - князь Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Болконских - Наташи, князя Андрея Произвол эгоизма активно стремится себя утвердить как закон - и ему удается добиться немалого. Деятельность Наполеона является такой попыткой в масштабе целой истории. Если жизнь можно строить по произволу, то воля сильного человека решает все - и торжествующее подтверждение этому, с точки зрения буржуазного мировоззрения, есть биография Наполеона - цепь успехов, удач, почти сплошь одни выигрыши до злополучного похода в Россию Нашествие Наполеона в Россию в романе Толстого - агрессия против самых глубоких основ человеческой жизни, против внутренней меры ее, целесообразности и необходимости, попытка все это окончательно заменить владычеством произвола отдельной воли и случая, авантюру, интригу превратить в мировой закон.

Двенадцатый год - решающее опровержение этой попытки и этих претензий. Успех их в завоевании жизни, как выясняется, - кажущийся. Жизнь и история идут не так, "как получится", или же как кому - то захочется. Главное, что открывает двенадцатый год, -совершенно другой, чем в иное время, противоположный закон того, как индивидуальные действия слагаются в результат. Ситуация 1812 года изменяет состояние мира. Состояние мира до национальной войны таково, что индивидуальные воли в своем столкновении дают разнобой, и кажется, не может быть результата иного, мы увидим, в какую тоску и безвыходность повергает в романе зрелище этого хаоса таких людей, как Пьер и Андрей Болконский. В ситуации двенадцатого года индивидуальные действия многих людей остаются индивидуальными действиями, но отношение их теперь таково, что вместо силы взаимного отталкивания их подчиняет сила взаимного притяжения. Так создается национальное единство, "общая жизнь", мир двенадцатого года. Толстой подчеркивает, рассказывая о том, как жители оставляли Москву, что каждый действовал по своим особым причинам "Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уехали, и совершилось величественное событие". Толстой даже говорит, что "большая часть людей того времени не обращали никакого внимания на общий ход дел, а руководились только личными интересами настоящего. И эти - то люди были самыми полезными деятелями того времени". Толстой с сарказмом развенчивает романтическое представление, будто "все русские люди от мала до велика были заняты только тем, чтобы жертвовать собою, спасать отечество или плакать над его погибелью". Оплакивали Россию и говорили о самопожертвовании те, кто был далек от участия в деле; но в армии, которая отступала за Москву, "думали о следующей трети жалованья, о следующей стоянке...".

Но эти личные интересы, мотивы, причины поступков, которые, кажется, должны бы разъединять людей и разъединяют в другое время, ныне каким - то чудом складываются в единое направление, общий поток, выражают единую волю. Эта общая воля оказывается внутри всецело личной воли, особо направленной у каждого, скрытым двигателем ее - то, что Толстой называет скрытой теплотой патриотизма, которой он доверяет больше, чем даже сознательному патриотизму и, уж во всяком случае, чем словесному.

"Неизбежный ход событий" обнаружил в 1812 году действие в человеческой жизни всеобщей воли, судьбы, мировой справедливости - направляющей силы, которою исход наполеоновской авантюры действительно предрешен Сила эта не внешняя человеческой жизни, она таится внутри единичной воли, особенно человеческой личности, как скрытое сверхъединичное надличное в ней начало. Действительно, "все происходит нечаянно", ибо люди действуют от себя, по личным мотивам, и общий результат выходит стихийно. Но так, стихийно вышедший результат оказывается направлен, закономерен. Художник Толстой исследует внутренние источники жизни людей и выясняет нечто отличное от того, что формулирует Толстой - исторический теоретик. Например, теоретик уподобляет результат одновременного действия разнонаправленных воль диагонали параллелограмма сил в механике; но равнодействующая, параллелограмм сил - это ведь случай, механический результат, зависящий от количества сил - участников. И разве эта параллель с законом механики способна объяснить результат такого события, как 1812 год? Хотя и "все происходит нечаянно", разве случай, простое соотношение сил решает эту войну? Нет, в ситуации 1812 года художник Толстой показывает не равнодействующую, не диагональ, а общее направление разных отдельных человеческих сил.

"В деятельности Кутузова всенародная воля обнаруживается в самый чистой, беспримесной, как бы абсолютной форме...; в деятельности других людей это общая воля является как бы пределом или последним двигателем их поведения, непосредственно направленного на более личные и близлежащие цели. Но достаточно этого конечного предела общей воли, чтобы предать разрозненным человеческим действиям разумный смысл и моральную ценность".

Андрей Болконский, наблюдающий за Кутузовым, делает заключение об "отсутствии всего личного" в старом полководце. Это в романе Толстого означает, что Кутузов, один среди всех людей, не имеет другой личной задачи, как служить исполнению общей необходимости, "неизбежному ходу событий". Кутузов в "Войне и мире" даже сливается с этой внеличной силой, почти олицетворяет ее - как Наполеон олицетворяет другую мировую силу, противоположно направленную. Кутузов и Наполеон у Толстого даны с бытовыми чертами, как люди, но вместе с тем не так, как все другие персонажи в романе. Они что-то большее, чем "персонажи" фигуры более обобщенные, почти что олицетворения мировых сил, о конфликте которых рассказывает "Война и мир". В Кутузове "оставались как будто одни привычки страстей" - говорится о личных особенностях старого полководца, самих по себе достаточно колоритных. О смерти Кутузова в 1813 году сказано у Толстого, что после освобождения страны "представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер". Выполнена историческая задача, с которой жизненная его задачи полностью совпадала.

Использованная литература:
В.Ермилов. Толстой - художник и роман "Война и мир". М, Гослитиздат, 1961.
Н.К Гудзий. Лев Толстой М., Гослитиздат, 1960
А.А.Сабуров. "Война и мир" Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика. Изд-во МГУ, 1959.

Сударев Юрий - ученик 10-го класса гимназии № 1517

напишите вебмастеру

Страница оптимизирована для просмотра в браузерах пятого поколения и выше с разрешением экрана 800х600.

Hosted by uCoz