НАМ 35 ЛЕТ     НОВОСТИ     E_MAIL

ГЛАВНАЯ  /   НАШЕ ТВОРЧЕСТВО  /   ИЛК "Война и мир"


НОВГОРОДОВА ЮЛИЯ
История написания «Войны и мира»


"Выбор давно сделан. Литература, искусство, педагогика и семья" - этой записью в Дневнике обозначен новый, необычайно плодотворный период в жизни писателя.

Софья А и появившиеся вскоре дети - Сережа, Таня, Илья - вносили оживление в уединенную яснополянскую жизнь. Лев Николаевич с увлечением занимался хозяйством, воспитанием детей, по вечерам чтением, музыкой: игра на фортепиано в четыре руки с Софьей Андреевной сонаты и симфонии Моцарта и Бетховена, пьесы Шопена.

Толстой работал над новым романом. Семь лет упорного труда потребовало осуществление его замысла. Семь лет работы над "Войной и миром" четко разделяются на три периода: 1) Поиск начала (февраль 1863-первые месяцы 1864г.); 2) Создание первой полной редакции (1864- начало 1867 г.); 3) путь от ранней редакции к завершенному тексту (1867 - декабрь 1869г.)

Путь от замысла к воплощению был длинный и нелегкий. Вначале Толстым была задумана не "семейная хроника" двух дворянских родов, а "история из 12-го года".

Существует легенда, что С. А. Толстая переписывала "Войну и мир" семь раз.

Автографы, копии с них сохранились почти полностью. Вместе с корректурами они составляют более 5 тысяч листов (листы рукописей заполнены обычно с обеих сторон). Рукописный фонд романа разобран, хорошо изучен, неоднократно описан. Легенда не подтверждается. Некоторые эпизоды, будучи однажды созданы, затем поправлялись лишь в деталях ,3-4-й вариант попадал в типографию для набора. Иные переписывались по 15-20 раз. Известно также, что громадная правка проводилась в корректурах. Корректурные листы снова переписывались и поступали опять в набор.

Во время работы над "Войной и миром" Толстой почти не вел дневника, делал редкие заметки в записных книжках, совсем мало отвлекался на другие замыслы - вся энергия в роман. Он чувствовал себя "писателем всеми силами своей души", как сказано в письме к двоюродной тетке А. А. Толстой, относящемся к начальному периоду работы (октябрь 1863).

В истории создания романа проявилась важнейшая черта художественного гения Толстого - стремление "дойти до корня", исследовать самые глубокие пласты национальной жизни.

История начальной стадии рассказана в одном из черновых набросков предисловия:
"В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но в 1825 году герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже настолько отдалено от нас, что мы можем думать о нем спокойно. Но и в третий раз я оставил начатое, но уже не потому, чтобы мне нужно было описывать первую молодость моего героя, напротив: между теми полуисторическими, полуобщественными, полувозвышенными великими характерными лицами великой эпохи личность моего героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным интересом для меня, и молодые и старые люди, и мужчины, и женщины того времени. В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением которых я дорожу; я сделал это по чувству, похожему на застенчивость и которое я не могу определить одним словом. Мне совестно были писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Кто не испытывал того скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических сочинений о 12-м годе. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского парода и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений.

Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а много моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812. 1825 и 1856 года".

Какой грандиозный исторический замысел! Но осуществился он не сразу, не вполне и по ходу творческой работы существенно менялся.

Исток указан Толстым - повесть о декабристе. В 1856 году она, видимо, была лишь задумана. Писание началось в 1860 году - об этом бесспорно свидетельствует письмо, отправленное 14 (26) марта 1861 года из Брюсселя, где Толстой находился во время второго заграничного путешествия в Лондон, А. И. Герцену: "... Вы не можете себе представить, как мне интересны все сведения о декабристах в "Полярной звезде". Я затеял месяца четыре тому назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист. Я хотел поговорить с вами об этом, да так и не успел. Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России... Тургеневу, которому я читал начало, понравились первые главы".

Но роман о декабристе дальше первых глав не пошел, а когда спустя два года Толстой вернулся к своему замыслу, он рисовался ему как "роман из времени 1810-х и 20-х годов".

От рассказа о судьбе одного героя декабриста он перешел к повествованию о поколении людей, живших в период исторических событий, сформировавших декабристов. Предполагалось, что судьба этого поколения будет прослежена до конца-до возвращения декабристов из ссылки.

Целый год шли поиски нужного начала. Лишь 15-й вариант удовлетворил Толстого. Все наброски напечатаны (хронологической последовательности) в томе 69 "Литературного наследства".

Один из первых набросков озаглавлен: "Три поры. Часть 1-я. 1812-й год". Он начинается главой о екатерининском генерал-аншеф "князе Волконском, отце князя Андрея". Три поры, надо думать, - 1812, 1825 и 1856 годы.

Потом время действия сохраняется, а место переносится в Петербург - на "бал у екатерининского вельможи князя N". Затем меняется и то и другое:
"Именины у графа Простого в Москве 1808 года", "День в Москве"... Только в 7-м варианте найден окончательный отсчет времени: "12 ноября 1805 года русские войска, под командой Кутузова и Багратиона сделавшие отступление к Брюнну под напором всей армии Марата, в Ольмюце готовились на смотр австрийского и русского императоров".

Но и этот фрагмент не сделался началом романа. О военных действиях 1805 года будет рассказано во второй части первого тома; первая часть отдана повествованию о жизни в Петербурге, Москве и Лысых Горах. Такая композиция вполне соответствует жанровому определению, данному самим Толстым своему сочинению на второй год работы: "картина нравов, построенных на историческом событии".

Двенадцатый вариант озаглавлен: "С 1805 по 1814 год. Роман графа Л. Н. Толстого. 1805-й год. Часть 1 -я" - и начинается прямым указанием на принадлежность будущего Пьера Безухова к декабризму:
"Тем, кто знали князя Петра Кирилловича Б. в начале царствования Александра II, в 1850-х годах, когда Петр Кириллыч был возвращен из Сибири белым как лунь стариком, трудно бы было вообразить себе его беззаботным, бестолковым и сумасбродным юношей, каким он был в начале царствования Александра I, вскоре после приезда своего из-за границы, где он по желанию отца оканчивал свое воспитание.
Князь Петр Кириллович, как известно, был незаконный сын князя Кирилла Владимировича Б.... По бумагам он назывался не Петр Кириллыч, а Петр Иванович, и не Б., а Медынский, по имени деревни, в которой он родился".

Ближайший друг Петра - князь Андрей Волконский; вместе с ним Петр собирается "ехать к фрейлине Анне Павловне Шерер, которая очень желала видеть молодого Медынского".

Наконец найден удовлетворяющий Толстого зачин! После еще двух попыток начать повествование с авторских исторических отступлений появляется 15-й вариант, открывающийся французской фразой фрейлины, обращенной к собравшимся у нее гостям: "Ну, князь, что вы скажете о новой ужасной подлости этого чудовища? "В салоне Annete Д. обсуждаются политические новости; происходит беседа фрейлины с князем Василием.

С первых месяцев 1864 года до начала 1867 года создавалась первая редакция всего романа. 16 сентября 1864 года в дневнике отмечено: "Скоро год, как я не писал в эту книгу. И год хороший... Я начал с тех пор роман, написал листов 10 печатных, но теперь нахожусь в периоде исправления и переделывания. - Мучительно".

Спустя 10 дней Толстой на охоте упал с лошади, вывихнул руку, тульские врачи неудачно вправили ее - пришлось ехать в Москву для операции. Но и здесь продолжалось создание романа - диктовка. В ноябре 1864 года часть рукописи уже была отдана для печати в "Русский вестник". Под названием "Тысяча восемьсот пятый год" главы появились в 1865 году в журнале с подзаголовками: "В Петербурге", "В Москве", "В деревне". Везде говорят о предстоящей войне против Наполеона, в союзе с Австрией.

Следующая группа глав названа "Война" и посвящена заграничному походу русских, кончая Аустерлицким сражением. Она была напечатана в журнале в следующем, 1866 году, когда Толстой уже принял решение дописать все до конца и выпустить роман отдельной книгой. Четырнадцатого ноября 1865 года он сообщал в Петербург А. А. Толстой: "Романа моего написана только 3-я часть, которую я не буду печатать до тех пор, пока не напишу еще 6 частей, и тогда - лет через пять - издам отдельным сочинением.

Определилась композиция книги: чередование частей и глав, рассказывающих о мирной жизни и о военных событиях. Сохранился написанный Толстым план с подсчетом листов.

В течение всего 1866 и начала 1867 года создавалась первая редакция романа. В письме А. А. Фету Толстой дает ей название: "Все хорошо, что хорошо кончается". В рукописях заглавия нет.

В 1883 году "Литературное наследство" посвятило 94-й том публикации всего текста этой первой завершенной редакции. Мы получили возможность узнать, что же это был за роман.

Отличие его от "Войны и мира", какою она была напечатана (в шести томах) в 1867-1869 годах, заключается не только в том, что иначе складываются судьбы героев: Андрей Волконский и Петя Ростов не погибают, а Наташу Волконский, отправляющийся, как и Николай Ростов, в заграничный поход русской армии, "уступает" своему другу, Пьеру. Главное: историк - романтическое повествование еще не стало эпопеей, оно еще не проникнуто, как это станет в окончательном тексте, "мыслию народной" и не является "историей народа". Лишь на заключительной стадии работы, в набросках эпилога, Толстой скажет: "... я старался писать историю народа". Объем романа увеличился более чем вдвое.

Конечно, и "1805 год" и тем более первая завершенная редакция всего романа не были хроникой нескольких дворянских семейств. История, исторические персонажи с самого начала входили в замысел автора.

Три года напряженного творческого труда на заключительной стадии как раз и привели к тому, что исторический роман - "картина нравов, построенных на историческом событии", роман о судьбе поколения - превратился в роман-эпопею, в "историю народа". И даже шире - в историю народов, всего человечества, поскольку на примере величественных событий 1812 года Толстой ставит вопросы философско-исторические (о свободе и необходимости, о причинах и законах исторического движения и т. п.). Книга стала рассказом не о людях, не о событиях, а о жизни вообще, о течении жизни. Философская мысль Толстого искала путей всеобщей, космической правды.

В первой завершенной редакции еще нет громадной панорамы Бородинского сражения. Нет обстоятельственного рассказа о партизанской войне, нет Платона Каратаева, нет философских отступлений, хотя есть уже полемика с историками и, как молнии, текст прорезывают гениальные догадки: "Так надо было... Это надо было для того, чтобы поднялся народ".

Летом 1867 года был подписан договор о печатании романа с владельцем типографии Лазаревского института восточных языков Ф. Ф. Рисом. Но большая работа переделок, писания, обдумывания еще только предстояла, в особенности во второй половине романа, посвященной Отечественной войне 1812 года.

В сентябре 1867 года Толстой решил осмотреть поле Бородинского сражения. Вместе с младшим братом жены, 12-м Степаном Берсом, он пробыл в Бородине два дня; делал записи, рисовал план местности, чтобы понять действительное расположение войск, а в день отъезда "встал на заре, объехал еще раз поле", чтобы ясно увидеть как раз в тот час, когда началось сражение. Вернувшись в Москву, он рассказывал в письме жене: "Я очень доволен, очень - своей поездкой... Только бы дал Бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое бородинское сражение, какого еще не было... В Бородине мне было приятно, и было сознание того, что я делаю дело".

Для описания Бородинского боя "лишь в небольшой мере была использована копия первой редакции; почти все описание боя, наблюдений Пьера, колебаний Наполеона, уверенности в победе Кутузова и рассуждения автора о значении Бородинского сражения, которое "осталось навеки... лучшим военным беспримерным в истории подвигом", - все это целиком написано заново".

В последнем томе появились новые картины партизанской войны и развернутые рассуждения автора о ее народном характере.

Семнадцатого декабря 1867 года газета "Московские ведомости" известила о выходе первых трех томов "Войны и мира" и печатающемся четвертом.

Успех романа у читателей был так велик, что в 1868 году понадобилось второе издание. Оно было отпечатано в той же типографии. Два заключительных тома печатались в обоих изданиях с одного набора. Объявление о 6-м томе появилось в той же газете 12 декабря 1869 года.

В начале 1869 года родственник Фета И. П. Борисов виделся с Толстым в Москве и в одном из писем того времени заметил, что 5-й том не последний и что "Лев Николаевич надеется еще на пять, а может-так и далее... Написалось много, много, но все это не к V-му, а вперед".

Как это бывало у Толстого и раньше (например, с замыслами "Четырех эпох развития", "Романа русского помещика", "Казаков"), грандиозный замысел включить в повествование эпохи 1825 и 1856 годов не был осуществлен. Эпопея была закончена.

Новгородова Юлия - ученица 10 класса гимназии № 1517

напишите вебмастеру

Страница оптимизирована для просмотра в браузерах пятого поколения и выше с разрешением экрана 800х600.

Hosted by uCoz