НАМ 35 ЛЕТ     НОВОСТИ     E_MAIL

ГЛАВНАЯ  /   НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СБОНИК РАБОТ УЧИТЕЛЕЙ
ЯБЛОНСКАЯ Л.С.
Роль системы дополнительного образования в развитии личности ребенка - учащегося гимназии № 1517
line2_w.jpg (5144 bytes)

Система дополнительного образования занимает в образовательной деятельности гимназии особое место. Эта форма работы расширяет и дополняет базовый и гимназический компоненты Учебного плана гимназии, помогает создать индивидуальную образовательную среду для каждого гимназиста, удовлетворяет его потребности в приобретении знаний, умений, навыков, развивает его мотивацию к учебно-познавательной деятельности, дает возможность для практической деятельности ребенка, помогает сохранить и укрепить здоровье, вести здоровый образ жизни, создает условия для развития и реализации творческих и интеллектуальных возможностей гимназистов.

Дополнительное образование планируется на основе глубокого и полного анализа всей образовательной деятельности гимназии. Оно неразрывно связано со всеми другими направлениями учебно-воспитательной процесса:· с работой предметных кафедр - по содержанию дополнительного образования, технологиям преподавания, подготовке кадров;
· с работой психологической службы - по психолого-педагогическим, личностным аспектам деятельности учащихся;
· с Информационно-аналитическим центром - по информационному обеспечению, мониторингу качества дополнительного образования; по мерам регулирования и коррекции, необходимым для достижения прогнозируемого результата;
· с системой воспитывающей деятельности гимназистов - по наращениям в сфере развития их личности в процессе обучения в группах дополнительного образования;
· с Педагогическим советом гимназии - по взаимосвязям всех звеньев учебно-воспитательной деятельности;
· с родительской, ученической общественностью - по степени удовлетворенности дополнительным образованием.

Отслеживание результатов деятельности по дополнительному образованию проводится через анкетирование учащихся и родителей, через тестирование детей на предмет владения умениями и навыками, которые они должны приобрести в течение года по программе работы той или иной группы, а также в ходе участия детей в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, олимпиадах, интеллектуальном марафоне.

Необходимо отметить, что дополнительное образование строится на деятельностной основе. Реализация деятельностной основы - это, в первую очередь, педагогические технологии, которые применяют руководители групп. Эти технологии требуют от школьников не репродуктивного усвоения тех или иных знаний, умений, навыков, а творческого исследовательского подхода к деятельности.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей возможно и наиболее продуктивно практически во всех группах дополнительного образования, исключая группы спортивно-оздоровительные и танцевально-хореографические.

Возвращаясь к педагогическим технологиям, хотелось бы остановиться на проектном методе работы в системе дополнительного образования. Во-первых, этот метод включает в себя разноуровневую дифференциацию и модульный подход, телекоммуникационную, дистантную и информационную технологии, во-вторых, он наиболее эффективно, по результатам нашего анализа, влияет на формирование личности с высокой мотивацией к творческой, исследовательской деятельности.

Проектно-исследовательская технология обучения гимназистов проходит через предметные области базового компонента учебного плана к гимназическому компоненту и дополнительному образованию, а также используется в системе воспитывающей внеурочной деятельности. Такая системность применения данной технологии способствует повышению мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности.

По содержанию занятия в системе дополнительного образования распределяются следующим образом. Художественное направление. Оно включает в себя Изостудию, театральную студию, хореографическую студию, фольклорный ансамбль, хор, музыкальные занятия - флейта. На занятиях в этих группах учащиеся получают представление о художественном творчестве, они приобретают первые навыки в различных областях художественной культуры. Как итог работы - победы на творческих конкурсах в округе, городе. В конкурсе "Москве с любовью" - 8 работ были признаны призерами конкурса, 2 ученика, обучающихся игре на флейте, стали лауреатами городского конкурса, наши танцоры из хореографической студии также являются победителями городских конкурсов.

Непременным условием работы групп является творческий отчет в течение года, участие в подготовке концертных программ.

Культурно-просветительское направление открывает для учащихся неведомый им ранее мир художественной культуры человечества. Это история и культура инков и майя, индейских племен в курсе "250 лет доколумбовой Америки". Автор курса, руководитель групп дополнительного образования, кандидат исторических наук Яков Николаевич Нерсесов.

Курс старшего научного сотрудника Лаборатории исторического образования Минобразования РФ Кулакова Андрея Евгеньевича "Религии мира" дает ответы на многие вопросы учащихся, связанные с религией, но в то же время этот курс заставляет учащихся задумываться над проблемами человеческого бытия. Изучение религий необходимо для общей культуры человека: большинство вопросов человеческой нравственности было впервые поставлено в рамках религиозно-философских исканий. "Религии мира" - гражданский культурологический курс для верующих, атеистов, а также равнодушных к вопросам веры. Это - изучение религий, но не обучение религии. Религия рассматривается в курсе как культурный, общественный, политический, экономический феномен.

Курс "Религии мира" перекликается с изучением истории, философии, права, литературы, обществознания и др. дисциплин. На занятиях дети слушают фрагменты из художественной литературы, поэтические отрывки, музыкальные произведения, видят произведения искусства. Руководитель дает учащимся творческие задания, связанные с изучением той или иной темы, поэтому его занятия- это постоянный диалог, взаимное обогащение информацией. Учащиеся являются "соавторами" учебника, их рисунки расположены на форзаце пособия.
Руководитель, автор учебника "Религии мира" Кулаков А.Е., ведет преподавание не только в классе, но и за стенами гимназии: учащиеся знакомятся с памятниками культуры, относящимися к различным религиозным конфессиям, посещают культовые места Подмосковья.
Это вносит огромный вклад в формирование личности гимназиста, уважительно и бережно относящегося к культурному наследию прошлого, и закладывает основы для более широкого понимания экологии культуры.

Особо хочется рассказать о работе клуба "Юный археолог". Занятия археологией в гимназии вызывают у ребят бесспорный интерес, дают истинное представление о действительной деятельности археологов. Занятия в хранилищах Института Археологии, где хранятся коллекции экспедиции, проводимые не в академической обстановке, делают их более желанными для ребят, родителей, которые рассматривают их как своеобразный клуб, где встречаются друзья, объединенные общими интересами.

Хочется отметить работу группы "Основы этикета", руководитель Вервицкая Елена Анатольевна. Прививая участникам групп основы европейского этикета, руководитель развивает у учащихся тонкий вкус, умение достойно вести себя в любой обстановке, не теряться в неординарных ситуациях, желание совершенствовать свои знания, умения, навыки в этой области постоянно. Многие учащиеся групп в течение 4х, 5и лет занимаются "Основами этикета" и являются проводниками хорошего тона в своих классных коллективах, в семье, в среде сверстников. Программа по этикету "Творим прекрасный мир" рассчитана на учащихся 5 - 9 классов.

К научно-познавательному направлению мы относим работу клуба "Юный эколог", которая развивает у детей чувство ответственности за свою землю, за свою малую Родину. Руководит работой клуба кафедра естественно-научного цикла предметов, под руководством Юлии Викторовны Тельной. В рамках работы этого клуба в течение ряда лет учащиеся ведут изучение Северо-Западного округа, района Хорошево-Мневники, Серебряного бора.

От измерения количества мусора на квадратный метр в Серебряном бору до экологических десантов и ликвидации последствий пребывания там человека неразумного - вот некоторые аспекты деятельности клуба.

Учащиеся 8-х, 9-х классов провели учебно-исследовательскую работу по изучению муниципальных районов СЗАО, они защищали свои проекты зеленых зон, зон свободных от экологических нарушений. Научно-практическая конференция совместно с представителями науки, родительской общественностью выявила высокий уровень исследовательских проектных работ, некоторые из которых имеют практическую ценность.

Последние два года члены клуба работают над очень важной темой "Питание человека". Учащиеся провели научно-исследовательскую работу по теме, использовав литературные и другие источники, защитили свои работы в конце апреля. Результатом стала научно-практическая конференция с участием детей и родителей.

Предметом гордости является шахматный клуб нашей гимназии. Им руководит гроссмейстер, кандидат педагогических наук Розенберг Сергей Григорьевич. Помимо развития логического мышления, общей культуры учеников, при игре в шахматы Сергей Григорьевич прививает учащимся умение сосредоточенно трудиться, концентрировать внимание, нести ответственность за принятие решения в нужных отрезках времени, не терять самообладания в трудных ситуациях. Эти навыки, необходимые в игре, учащиеся переносят в повседневную школьную жизнь, что помогает им лучше учиться. Учащиеся тренируются с использованием компьютера, играют, принимают участие в городских, международных соревнованиях, имеют грамоты призеров и победителей.
Кроме этого у них развивается умение структурировать, проводить поэлементный анализ процессов и явлений природы, человеческих взаимоотношений, а не только шахматных партий.
Древняя игра шахматы - игра - искусство, где важна не победа, а стиль, философское мышление, приобщает детей к вершинам человеческой культуры, позволяет притронуться к истокам цивилизации.

Работа старшеклассников в клубе "Юный математик" - руководитель профессор Кочетков Евгений Семенович, и "Юный медик" - руководитель академик Российской Академии медицинских наук Захаров Владимир Борисович - это систематическое погружение в мир взрослой жизни. Проблемы исследования различных физико-математических и естественно-научных вопросов захватывают их целиком, порой не оставляя времени на отдых. Некоторые члены клуба "Юный медик" участвуют в проведении экспериментов в качестве младшего медицинского персонала, но это редкость, праздник будущих медиков. А рабочие будни - это исследования в области химии, биологии, кропотливый учебный труд, маленькие открытия, возможно уже широко известные, но все равно для члена клуба - это плод их труда и размышлений, решения конкретной научной проблемы. И если у математика, в результате упорной многомесячной работы появляется доказательство теоремы Ферма - это его личное открытие. Это путь во взрослый мир профессионалов - ученых. И счастье, если есть возможность приобщаться к нему с детства.

Группы дополнительного образования по лингвистическому направлению развивают знания, умения, навыки детей по английскому, немецкому и французскому языкам. Обучение носит коммуникативный характер. Детям младшего и старшего возраста предлагаются ролевые игры, театрализация, для старших школьников - озвучивание фильмов, проведение экскурсий по гимназии, достопримечательностям округа, города, музеям. Это также выход в Интернет для информационной поддержки проектов и исследований. Так, например, работая над проектом "Москва-Лондон", учащиеся вышли с запросом в Британский музей и получили оттуда требуемую информацию. Исследовательская работа по теме "Сравнительный анализ среднего образования в Великобритании и России" учащихся 11-го класса Алехиной Ольги и Житковой Анастасии под руководством учителя Степановой Е.А. получила одобрение на научно-практической конференции "Лидер-2001" старшеклассников Северо-Западного учебного округа г. Москвы. Во время недели иностранного языка проводятся творческие отчеты о работе групп дополнительного образования перед учащимися, учителями, родителями. Гимназисты принимают участие в благотворительных концертах.

Группы компьютерного обучения - самые любимые для наших детей. Здесь они получают дополнительные знания, умения, навыки по информатике (по базовому компоненту компьютер у нас изучается с 5ого класса), телекоммуникациям, работе в различных сетях, Интернете, а также есть группы, где старшеклассники постигают основы программирования, сами составляют учебные программы. Компьютерные учебные программы, информационное обеспечение учебных предметов, исследовательских работ, проектов - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Более 96 % учащихся 5х-9х классов и 98 % учащихся 10х - 11х классов владеют компьютером на уровне грамотного пользователя.

Курс компьютерный графики ведется в гимназии более 8 лет силами преподавателей МАИ, кандидатами технических наук Бобрик Людмилой Петровной и Маркиным Леонидом Владимировичем, для учащихся 10-11 классов. Этот курс рассчитан на тех учащихся, для которых физико-математическая направленность обучения является приоритетной. Этот курс развивает пространственное мышление учащихся, математическую логику, он дает навык построения чертежей компьютерным методом. Являясь современной технологией, компьютерная графика предоставляет учащимся возможность проектирования и исследования на уровне лучших мировых стандартов. Таким образом, гимназисты уже в стенах гимназии знакомятся с элементами инженерной психологии и компьютерными средствами отображения информации.

Психолого-релаксационные группы учащихся 5 - 11 классов собираются в кабинете релаксации гимназии. Руководит работой этих групп Гехман Валерий Исакович и специально приглашенные им специалисты различных психологических служб. Каждая группа состоит из детей одного возраста. Учащимся предлагаются различные темы на выбор. Например, "Память, внимание, мышление". Помимо теоретических знаний, дети получают практические советы специалистов, как развивать данные качества в себе, а также участвуют в тренингах, которые помогают практически наиболее эффективно развивать их.

Учащиеся 9-11 классов, которым интересны основы психологии, получают теоретические знания по предмету, а также ведут исследовательскую работу по различным ключевым темам психологии. Результатом такой работы является Научно-практическая конференция для всех желающих учащихся, родителей, учителей.

Данная работа помогает учащимся разобраться в вопросах психологии, касающихся развития личности, взаимоотношений в коллективе, адекватной оценки собственной личности, уважительной терпимой позиции в отношении окружающих людей, повышения мотивации к познавательной, исследовательской деятельности. Все это, в совокупности с психологическими релаксационными тренингами, делает личность гимназиста самодостаточной, устойчивой к неблагоприятным ситуациям.

Это только некоторые наши наработки в области дополнительного образования. Педагогический коллектив гимназии много работает над данной темой, видя в ней неотъемлемую часть всего учебно-воспитательного процесса. Средствами дополнительного образования мы помогаем нашим учащимся пробовать себя в различных областях человеческой деятельности, находить наиболее интересное и важное для себя в соответствии со своими потребностями, возможностями и способностями. Занятия в группах дополнительного образования развивают личность ребенка, он получает знания, умения и навыки, которые позволяют ему трудиться вместе с учителем, под контролем учителя, самостоятельно. Знания, умения и навыки, полученные в группах Дополнительного образования, прививают школьникам потребность постоянного самосовершенствования и саморазвития не только в школьные годы, но и в течение всей жизни.

Яблонская Л.С. - зам. директора гимназии по дополнительному образованию.

Страница оптимизирована для просмотра в браузерах пятого поколения и выше с разрешением экрана 800х600.

Hosted by uCoz