ГЛАВНАЯ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СБОНИК РАБОТ УЧЕНИКОВ |
ИГНАТОВ
НИКОЛАЙ Создание школьной программы-тренажера для увеличения скорости набора на клавиатуре с учетом психомоторных реакций пользователя Создание школьной программы-тренажера для увеличения скорости набора на клавиатуре с учетом психомоторных реакций пользователя Работа заняла второе место на московском городском конкурсе творческих работ старшекласников "Лидер" и первое место в номинации программирование среди участников до 25 лет на московском городcком конкурсе профессионального мастерства "Московские мастера"
Клавиатурный тренажер Сегодня на границе между мной и этим строящимся на моих глазах миром лежит нехитрое устройство - клавиатура.Не научившись бегло манипулировать ею, не умея быстро и безошибочно набирать вслепую тексты моих посланий, команд их пересылки и ряда иных вспомогательных операции, я никогда не стану полноправным членом сообщества. Таково непременное условие информационной культуры XXI века, носителей которой школа должна воспитывать и готовить уже сейчас. Чтобы приобщиться к этой культуре, нужно учиться десятипальцевому набору. Время торопит, иного выхода нет. С чего начать? Простейшее решение - воспользоваться типовым клавиатурным тренажером. Правда, еще не очень ясно, какой тренажер выбрать, чему именно он учит, каков будет конечный результат, да и вообще, будет ли он. Четких ответов у меня пока нет. Попробуем разобрать наиболее типичные тренажеры и выбрать наиболее подходящий.
Определение проблемы Есть новые технологии ввода: распознавание рукописного текста, голосовой ввод, аккордная клавиатура... Этот список можно продолжать, комбинируя в разных соотношениях реальные прототипы с фантастическими прозрениями. С какой скоростью в школу будут проникать новые технологии? Примерно с той же, с которой они проникают в жизнь. Как только появятся (обязательно появятся) принципиально новые, массово доступные устройства общения с машиной (в том числе и ввода текста), они появятся повсюду. И в школе тоже. Так, мышь из экзотики стала непременной принадлежностью всякого компьютера. Но, повторюсь, в школе пока еще нет этих замечательных будущих устройств. А пользоваться клавиатурой надо сегодня. Раньше, чем я научусь правильно переставлять пальцы, меня уже подгоняют. Что произошло бы с младенцем, заставляй мы его с самого первого дня двигаться как можно быстрее? Возможно, дитя стало бы ползать с неимоверной шустростью. Но начало ли бы оно ходить? Крайне трудно преодолеть стремление бить по клавишам двумя пальцами. Почти все дети так и делают, как только учитель отвернется. Исключение составляют очень старательные девочки.
Возможности решения проблемы Во всяком случае скорость надо бы набирать лишь тогда, когда руки сами привычно ложатся на клавиатуру и работа не вызывает стресса. Другими словами, после того, как навык не быстрой, но десятипальцевой печати уже сформирован. А при первичном обучении, как уже говорилось, награждать не скорость, но ритмичность и безошибочность выполнения.
Классификация и анализ данных Рассмотрим наиболее распространенные тренажеры. В таблице (табл. 1) показаны их возможности, некоторые из которых были представлены ранее.
Таблица 1 Итак, из таблицы видно, что ни один тренажер не обладает необходимым минимумом возможностей. Уже это позволяет оценить потенциальные результаты обучения набору с использованием одного из них.
Гипотезы 1. Одна из главных отличительных черт тренажера - определение скорости набора. Некоторые тренажеры работают по принципу фиксированного предела скорости, т.е. - набрал/не набрал. Такая система чрезвычайно не удобна, поскольку после достижения определенного предела скорость перестанет возрастать. Т.е. каждый тренажер должен обладать индикаторами скорости набора. 2. Одной из важнейших характеристик набора является ритм, часто он даже более важен, чем скорость. Первой задачей начинающего является выработка ритма, после него скорость начнет увеличиваться сама, поэтому необходимо снабдить тренажер генератором ритма, желательно - с индикатором. Метроном не подойдет, больше минуты психика человека его не выдерживает, решением, на мой взгляд, является ритмичная музыка. 3. Наличие звукового сопровождения сделает работу намного более приятной, а значит и эффективной. 4. Чтобы пользователь мог посмотреть свои успехи в динамике за значительный период времени, необходимо чтобы тренажер вел файл статистики, желательно - в стандартном .TXT формате. 5. Набираемые тексты должны быть осмысленными. Лучше всего чтобы содержание текстов соответствовало области деятельности обучаемого. Так отрабатываются автоматизм набора наиболее часто повторяющиеся слогов и слов. 6. Программа должна стабильно работать под любой из сейчас распространенных операционных систем: DOS, Windows и т.п., а также - в локальной сети. Тренажер должен иметь удобный и интуитивно понятный интерфейс, систему помощи, в крайнем случае - файл с подробным описанием возможных настроек и вариантов использования в учебном процессе. 7. Размер архива с тренажером не должен быть большим (для экономии бюджетных денег). Реализация KT и анализ результатов Приведем таблицу (табл. 2), аналогичную той, которая была в начале, дополнив ее KT, для наглядности, оставляя остальные тренажеры.
Таблица 2 А теперь можно проанализировать результаты. В KT была встроена функция ведения статистики, отчета по каждому набору. В течение месяца, установленный на 10 компьютерах, собирал информацию о каждом произведенном наборе. Результаты были переведены в графическую форму и представлены на диаграмме ниже. ТерминСписокопределенийАдресаЦитатыГотовыйКак видно, улучшение только за один месяц составило приблизительно 75%, средняя скорость набора в начале месяца была около 55 символов в минуту, то в конце месяца она приблизилась к 100, что само по себе является очень хорошим результатом, причем, по графику видно, что средняя скорость набора возрастала в геометрической прогрессии, таким образом, потенциальные результаты к концу второго месяца могут достичь приблизительно 170 символов в минуту. Комментарии излишни, поскольку еще в начале упоминалось, что результаты типичных тренажеров составляли не более 20-25%. Анализируя все вышеупомянутые данные, сравнивая KT с остальными тренажерами, мы получаем следующие результаты: - Ни один имевшийся для анализа тренажер не удовлетворяет указанным выше требованием, не обладая даже мимимумом возможностей для обучения набору; - KT обладает необходимым набором возможностей, которым должен обладать любой тренажер и идеально подходит для обучения в школах. Keyboard Trainer v1.0 for Windows 95/98/NT Системные требования и ограничения Для работы KT необходим компьютер с процессором не ниже P-90 (для использования мультимедиа возможностей KT желателен процессор не ниже P-133), установленной ОС Microsoft Windows 95/98/NT, около двух мегабайт места на жестком диске. Возможности KT KT может использовать мультимедиа возможности Windows: можно установить музыкальное сопровождение для процесса набора (в формате MIDI), установить звук, проигрываемый в случае ошибки (WAVE или стандартный BEEP). К программе изначально предлагается один .MID и один .WAV файл. Также к программе прилагается 4 тренировочных упражнения и 9 контрольных текстов, которые состоят из различных определений и терминов из курса информатики. KT имеет довольно гибкую систему настроек, позволяющую подстроить тренажер для начинающего (ошибка в регистре - верхний/нижний - не считается, например) или напротив, завершающего обучение, пользователя. Список настроек KT Считать
набранный не в том регистре символ ошибкой - если
включено, то, в случае нажатия, например, "а"
вместо "А" или наоборот, то это считается
ошибкой, если выключено - нет.
Выводить окно с просьбой нажать ENTER до начала/после конца набора - вывод соответствующего окна. После окончания набора автоматически показывать ошибки - после окончания набора автоматически производится проверка текста на наличие ошибок и их выделение. Показывать следующий символ в поле текста - в поле с текстом для набора будет выделяться символ, который надо набрать. Вести файл отчета (KT.LOG) - автоматическая запись результатов набора в файл KT.LOG. Сообщать об ошибке звуковым сигналом - в случае ошибки включается звуковой сигнал. Использовать стандартный сигнал (BEEP)- KT будет производить звуковой сигнал через PC Speaker (использовать в случае отсутствия звукового оборудования), если отключено - будет проигрываться WAV файл. Проигрывать MIDI файл во время набора -
проигрывание музыкального файла в формате MID от
начала и до окончания набора. Цветной/Черно-белый вид клавиатуры - выберите наиболее подходящий для Вас вариант.
ЧАВО или ЧАсто задаваемые Вопросы и Ответы на них В: Куда обращаться с сообщениями об ошибках в программе? О: Пишите на адрес nick_ignatov@mtu-net.ru. Туда же сообщайте свои предложения и пожелания. В: При попытке начать набор Windows выдает сообщение типа "указанное устройство MIDI/WAVE уже используется…" О: Какая-то программа (драйвер, синтезатор) блокирует доступ к устройству. Попытайтесь перезагрузить компьютер. Игнатов Николай - ученик 10 класса гимназии №1517 Руководитель: Галаган С. И. - учитель информатики гимназии №1517, методист УМЦ СЗУО
|
Страница оптимизирована для просмотра в браузерах пятого поколения и выше с разрешением экрана 800х600.