Система дополнительного образования в
гимназии Система работы по Дополнительному образованию занимает в учебно-воспитательной деятельности гимназии особое место. Эта форма работы расширяет и дополняет базовый и гимназический компоненты Учебного плана гимназии, она помогает создать индивидуальную образовательную среду для каждого гимназиста, удовлетворяет его потребности в приобретении знаний, умений, навыков, не предусмотренных базовым компонентом учебного плана, развивает его мотивацию к учебно-познавательной деятельности, дает возможность для практической деятельности ребенка, помогает сохранить и укрепить здоровье, вести здоровый образ жизни, создает условия для развития и реализации творческих и интеллектуальных возможностей гимназистов. В 2002/2003 уч. году в 22 группах Дополнительного образования занималось 453 учащихся гимназии. Отслеживание результатов деятельности по Дополнительному образованию проводится через анкетирование учащихся и родителей, через тестирование детей на предмет владения умениями и навыками, которые они должны приобрести в течение года по программе работы той или иной группы, а также в ходе участия детей в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, олимпиадах, интеллектуальном марафоне. Необходимо отметить, что Дополнительное образование строится на деятельностной основе. Реализация деятельностной основы это - в первую очередь - педагогические технологии, которые применяют руководители групп. Эти технологии требуют от школьников не репродуктивного усвоения тех или иных знаний, умений, навыков, а творческого исследовательского подхода к деятельности. По содержанию занятия в системе дополнительного образования распределяются следующим образом. Художественное направление - оно включает в себя Изостудию, театральную студию, хореографическую студию, фольклорный ансамбль, хор, музыкальные занятия - флейта. На занятиях в этих группах учащиеся получают представление о художественном творчестве, они приобретают первые навыки в различных областях художественной культуры. Как итог работы - победы на творческих конкурсах в округе, городе. В конкурсе "Москве с любовью" - 8 работ таких учащихся были признаны призерами конкурса, 2 ученика, обучающихся игре на флейте, стали лауреатами городского конкурса, наши танцоры из хореографической студии также являются победителями городских конкурсов. На стенде есть таблица, где зафиксированы все победы наших учащихся в творческих конкурсах. Непременным условием работы групп является творческий отчет в течение года, участие в подготовке концертных программ. Культурно-просветительское направление : "250 лет доколумбовой Америки" (автор - руководитель групп) дополнительного образования кандидат исторических наук Яков Николаевич Нерсесов , "Мифы и мифология" в группе (учащихся 5-7 классов) старшего научного сотрудника музея Изящных искусств им. А.С. Пушкина, кандидата исторических наук Финогеновой Светланы Ильиничны, курс старшего научного сотрудника Лаборатории исторического образования Минобразования РФ Кулакова Андрея Евгеньевича для учащихся 10-11 классов "Религии мира". Особо хочется отметить работу клуба "Юный археолог". Занятия археологией в гимназии вызывают у ребят бесспорный интерес, дают истинное представление о действительной деятельности археологов. Занятия в хранилищах Института Археологии, где хранятся коллекции экспедиции, проводимые не в академической обстановке, делают их более желанными для ребят, которые рассматривают их как своеобразный клуб, где встречаются друзья, объединенные общим интересом. Летняя археологическая экспедиция в Фанагорию - конечная цель этих занятий. Научно-практическая конференция проводимая ежегодно по результатам работы экспедиции, устные журналы с приглашением известных историков, видеофильмы - это и память и итог работы большого коллектива единомышленников : взрослых и детей. Исследовательская деятельность участников экспедиции имеет большое научное и практическое значение. Это уже не учебное исследование, а научное. Таким образом гимназисты приобщаются к культуре выполнения научной работы, что поможет им в их дальнейшей учебе и практической деятельности. К научно-познавательному направлению мы относим работу клуба "Юный эколог", которая развивает у детей чувство ответственности за свою землю, за свою малую Родину. Руководит работой клуба кафедра естественно-научного цикла предметов, под руководством Юлии Викторовны Тельной. Это специалист, которая своей энергией зажигает учащихся. В рамках работы этого клуба в течение ряда лет учащиеся ведут изучение Северо-Западного округа, района Хорошево-Мневники, Серебряного Бора. От измерения количества мусора на квадратный метр в Серебряном Бору до экологических десантов и ликвидации последствий пребывания там человека "неразумного" - вот некоторые аспекты деятельности клуба в 2002/2003 уч. году. Учащиеся 8,9 классов по группам в течение года проводили учебно-исследовательскую работу по изучению муниципальных районов Северо-Запада Москвы, они защищали свои проекты зеленых зон; зон свободных от экологических нарушений. Научно-практическая конференция совместно с представителями науки, родительской общественностью выявила высокий уровень исследовательских проектных работ, некоторые из которых имеют практическую ценность. Последние два года члены клуба работают над очень важной темой "Питание человека". Учащиеся ведут научно-исследовательскую работу по теме, используя литературные и другие источники, готовятся защищать свои работы в конце апреля. Необходимо отметить работу кафедры научно-естественного цикла по подготовке учащихся к олимпиадам, не только в округе, но и в городе на базе МГУ, института им. Менделеева. Предметом нашей гордости является шахматный клуб нашей гимназии. Им руководит гроссмейстер, кандидат педагогических наук Розенберг Сергей Григорьевич. Многочисленные победы гимназистов в шахматных соревнованиях в округе , городе , на международном уровне - показатель популярности шахматного спорта в гимназии. Работа старшеклассников в клубе "Юный математик" - руководитель профессор Кочетков Евгений Семенович и "Юный медик" руководитель академик Российской Академии медицинских наук Захаров Владимир Борисович - это систематическое погружение в мир взрослой жизни. Проблемы исследования различных физико-математических и естественно-научных вопросов захватывают их целиком, порой не оставляя времени на отдых. Некоторые члены клуба "Юный медик" участвуют в проведении операций в качестве младшего медицинского персонала, но это редкость, праздник будущих врачей. А рабочие будни - это исследования в области химии, биологии, кропотливый учебный труд, маленькие открытия, возможно уже широко известные, но все равно для члена клуба - это плод его труда и размышления, решения конкретной научной проблемы. И если у математика, в результате упорной многомесячной работы появляется доказательство теоремы Ферма - это его личное открытие. Это путь во взрослый мир профессионалов - ученых. И счастье, если есть возможность приобщаться к нему с детства. Группы дополнительного образования по лингвистическому направлению Развивают знания, умения, навыки детей по английскому, немецкому и французскому языкам. Руководит работой направления кафедра иностранных языков гимназии во главе с учителем высшей квалификационной категории Сабуровой Т.Б. В группах занимаются учащиеся 5х - 11х классов, распределенные по уровням владения языками. Обучение носит коммуникативный характер. Детям предлагаются ролевые игры, театрализация, для старших школьников - озвучивание фильмов, проведение экскурсий по гимназии, достопримечательностям округа, города, музеям. Это также выход в интернет для информационной поддержки проектов и исследований. Так, например, работая над проектом "Москва-Лондон", учащиеся вышли с запросом в Британский музей и получили оттуда требуемую информацию. Работают в группах высококвалифицированные руководители. Учащиеся гимназии разработали проект по теме: "Сравнительный анализ среднего образования в России и Великобритании" под руководством учителя высшей квалификационной категории Степановой Е.А. Данный проект получил высокую оценку на детской научно-практической конференции "Лидер". Традиционно неделя иностранного языка проходит в начале марта. В течение недели все группы проводят творческие отчеты о работе перед учащимися, учителями, родителями, а также гимназисты принимают участие в благотворительных выступлениях в библиотеке иностранной литературы. Группы компьютерного обучения - самые любимые для наших детей. Здесь они получают дополнительные знания, умения, навыки по информатике (по базовому компоненту компьютер у нас изучается с 5ого класса), телекоммуникациям, работе в различных сетях, а также есть группы, где старшеклассники постигают основы программирования, сами составляют учебные программы. Компьютерные учебные программы, информационное обеспечение учебных предметов, исследовательских работ, проектов - неотъемлемая часть УВП. Более 89 % учащихся 5х, 9х классов и 95 % учащихся 10х - 11х классов владеют компьютером на уровне грамотного пользователя. Компьютерный курс графики ведется в гимназии более 8 лет силами преподавателей МАИ кандидатами технических наук Бобрик Людмилой Петровной и Маркиным Леонидом Владимировичем для учащихся 10-11 классов. Этот курс рассчитан на тех учащихся, для которых физико-математическая направленность обучения является приоритетной. Этот курс развивает пространственное мышление учащихся, математическую логику, он дает учащимся навык построения чертежей компьютерным методом. Являясь современной технологией, компьютерная графика дает учащимся возможность проектирования и исследования на уровне лучших мировых стандартов. Таким образом, гимназисты уже в стенах гимназии знакомятся с элементами инженерной психологии и компьютерными средствами отображения информации. В 2002/2003 учебном году учащиеся гимназии под руководством Бобрик Л.П. и Маркина Л.В. подготовили компьютерный проект "Школьный двор будущего", который отражает мысли детей в отношении развития и самой гимназии и окружающей ее территории. Психолого-релаксационные группы учащихся 5 - 11 классов собираются в кабинете релаксации гимназии. Руководит работой этих групп Карасева Татьяна Александровна и специально пригашенные им специалисты различных психологических служб. Каждая группа состоит из детей одного возраста. Учащимся предлагаются различные темы на выбор. Например, "Память, внимание, мышление". Помимо теоретических знаний, дети получают практические советы специалистов, как развивать данные качества в себе, а также участвуют в тренингах, которые помогают практически, наиболее эффективно развивать их. Учащиеся 9-11 классов, которым интересны основы психологии, получают теоретические знания по предмету, а также ведут исследовательскую работу по различным ключевым темам психологии. Результатом такой работы является Научно-практическая конференция для всех желающих учащихся, родителей, учителей. |
Страница оптимизирована для просмотра в браузерах пятого поколения и выше с разрешением экрана 800х600.