НАМ 35 ЛЕТ     НОВОСТИ     E_MAIL

ГЛАВНАЯ  /   НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СБОНИК РАБОТ УЧИТЕЛЕЙ

ТЕЛЬНАЯ Ю.В.
Деятельность кафедры естественно-научных дисциплин по обучению и развитию учащихся гимназии
line2_w.jpg (5144 bytes)

Истинное образование - не что-то налагаемое извне,
а рост, развитие свойств, способностей,
с которыми каждый человек появляется на свет.
Д. Дьюи

Подход к естественно-научному образованию в гимназии исходит из наличия двух главных функций, которые предполагают само понятие гимназического образования. Первая функция - это воспитание качеств всесторонне развитой личности. Вторая - это подготовка ученика к профессиональной деятельности. Для реализации поставленных задач мы строим наш учебный процесс так, чтобы гимназист приобрёл умения и навыки организации самостоятельной работы и тем самым был готов к самообразованию в течение всей жизни.

Мы считаем, что эксперимент - это главный метод познания в естественно-научной области. Чем старше становится гимназист, тем большее место в его практической деятельности занимает экспериментальная работа. При экспериментировании гимназист-исследователь не только наблюдает явления природы, но и активно вмешивается в эти явления и даже преднамеренно воспроизводит их в специально созданных условиях.

Эксперимент приводит в действие все эмоциональные, мыслительные и волевые процессы учащихся. Особенно сильно эксперимент стимулирует мышление. Это положительно сказывается на дальнейшем развитии интеллектуальных и личностных качеств будущего научного работника. Вместе с тем, осуществлять экспериментальное исследование можно только на теоретической основе, в единстве теории и практики. Поэтому преподаватели естественно-научной кафедры настойчиво включают в изучение программы дополнительные практические работы, закрепляющие пройденный материал, ставящие проблему, доказывающие прочитанное. Практические занятия проводятся в разных формах: лабораторные работы, экскурсии и лекции-демонстрации в музеях (Политехнический, им. Дарвина и т.п.), игры "Я - сотрудник туристической фирмы" (география), "Что делать, если…" (анатомия - оказание первой медпомощи, химия - ликвидация последствий ЧС), "Периодическая система - мой вариант" (химия), "Технология производства" (биология, география, химия), участие гимназистов в исследовательской работе.

Учащиеся гимназии принимают активное участие в окружном конкурсе "Лидер". Мы представили работы, занявшие призовые места на гимназической научно-практической конференции: "Экология питьевой воды" (Ефименко Ю., Сыпченко М., Зуйков В., Семеновский П. - 10 кл.), "Распорядок дня учащегося 10-го класса" (Волкова Е., Матвеева Н., Самосудова Е. - 10 кл.), "Больница ХХI века" (Засорина И. - 10 кл.). Они были высоко оценены жюри и получили призовые места. Исследование "Экология питьевой воды" следует отметить особо. Гимназисты провели 28 сложных экспериментов по стандартному химическому анализу воды. В качестве объекта ими были выбраны водопроводная вода разных районов г. Москвы, кипяченая вода, вода из родников, минеральная вода и столовая вода бутылочного розлива "Святой источник", "Santal" , "Три источника". Результаты оказались настолько интересными, что ребята были приглашены в "Звездный городок" на Всероссийскую конференцию, а затем на юношеский международный научный конкурс, где заняли 2 место.

Исследовательская работа "Распорядок дня десятиклассника" была внимательно изучена на одном из педагогических советов гимназии, все рекомендации гимназистов-исследователей были обсуждены и приняты во внимание педагогическим коллективом.

Традиционным в гимназии стало проведение предметных недель, межпредметных объединенных "Недель Земли", в рамках которой происходят различные события: экскурсии, научно-практические конференции учащихся, выпуски газет, спектакли, подведение итогов олимпиад и многое другое. Так, например, большой интерес среди учащихся вызвала научно-практическая конференция по теме: "Хлеб - всему голова". Ребята ознакомились с историей хлеба, провели исследовательскую работу по изучению потребления продуктов из различных зерновых культур в нашем Северо-Западном округе, провели социологический опрос среди населения по вопросу употребления хлебопродуктов. Для учащихся всей гимназии с учетом возраста аудитории на информационных пятиминутках, на классных часах были проведены беседы по данной тематике. Очень интересно проходит "Защита коллажей" по естественно-научной тематике : "Непознанный мир - Земля", "Ты - человек - часть природы", дебаты : "Охрана природы - путь к спасению человечества", "География - наука будущего".

Театрализация, ролевая игра стали традиционными образовательными технологиями в гимназии. Так например, гимназисты 8-х классов подготовили спектакль "Этот удивительный чай". В спектакле были показаны знаменитые чайные церемонии: китайская, английская и русская. В качестве реквизита использовались подлинные национальные предметы, говорили актеры на национальном языке представляемой ими церемонии, что является одним из интегративных моментов в работе Кафедры.

Главным результатом проводимых мероприятий мы считаем появление и укрепление интереса учащихся к изучаемым предметам, вырабатывание определенных навыков:
· планирование и организация учебной деятельности - постановка целей, выбор оптимального пути их достижения, краткосрочное и перспективное планирование самостоятельной работы, определение порядка и способов умственных действий;
· восприятие информации - гимназисты учатся работе с различными источниками информации, обучаются технологии конспектирования, работе с библиотечным фондом, со справочниками и словарями, развивают способы рационального наблюдения, обучаются работе с компьютерами и т.д.;
· мыслительная деятельность - в ходе организации системной опытно-экспериментальной и творческой работы гимназисты знакомятся со способами мыслительной деятельности: анализом и синтезом, учатся осмысливать услышанное, классифицировать и обобщать, аргументировать свою точку зрения и формулировать выводы;
· оценка и осмысливание результатов своих действий - на протяжении всего курса обучения учащихся стимулируют давать оценку различным сторонам жизни и обнаруженных закономерностям: с экологической, нравственной, эстетической точки зрения, с позиции целесообразности.

Это, безусловно, является очень важной компонентой организации молодыми людьми в дальнейшем своей учебы или практической деятельности, необходимым условием эффективного ведения ими научно-исследовательской работы независимо от выбранной области знаний.
Межпредметные связи, включение экологических модулей, модулей по охране безопасности и жизнедеятельности в предметы практически всех областей знаний являются необходимой частью организации содержания гимназического образования, а также использование информационных компьютерных технологий в исследовательской и проектной работе помогает гимназистам в их дальнейшей учебе и практической деятельности.


Тельная Ю.В. - заведующая кафедрой естественно-научных дисциплин, учитель химии гимназии

Страница оптимизирована для просмотра в браузерах пятого поколения и выше с разрешением экрана 800х600.

Hosted by uCoz