ГЛАВНАЯ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СБОНИК РАБОТ УЧИТЕЛЕЙ |
СТЕПАНОВА
Е.А. Некоторые аспекты использования проектно-исследовательских технологий обучения в работе с учащимися, имеющими высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности Некоторые аспекты использования проектно-исследовательских технологий обучения в работе с учащимися, имеющими высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности Перед нашей гимназией, образовательным учреждением повышенного уровня сложности, стоит проблема, каким образом сформировать у учащихся мотивацию к учебно-образовательной деятельности, как ее развить и по возможности превратить в повышенную мотивацию. По нашему мнению, использование проектно-исследовательских технологий обучения наиболее эффективно способствует переводу ученика из пассивного объекта обучения в деятельный субъект, который вместе с учителем, под контролем учителя и самостоятельно вырабатывает и закрепляет умение работать с книгой, текстом, каталогом, электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, ориентироваться в информационном пространстве: овладевать таким образом новым знанием, включающим не только школьное образование. Педагогический коллектив гимназии строит такую образовательную модель, где главенствует деятельность ученика, где ученик переходит на уровень саморазвития, когда потребность к самопознанию становится неотъемлемой частью его жизни. Из репродуктивного слушателя ученик становится деятельной и творческой личностью. Одной из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, являются проектные технологии. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. В нашей гимназии проектная деятельность учащихся носит системный характер. От индивидуального исследования проекта по теме, по предмету к групповому телекоммуникационному исследованию-проекту широкого охвата многих областей знаний. Экологические
проекты, разработкой которых руководят учителя
Кафедры естественно-научного цикла предметов -
к.б.н. Захаров В.Б., к.б.н. Степанова Л.И., Бабайлова
Т.В., Тельная Ю.В., Шапошникова С.Е., "Мы строим
город", "Наша малая родина - Северо-Запад",
"Народные промыслы Подмосковья", "Русские
имена в науках", "Человек и город",
"Экология воды", проекты по проблеме
рационального питания, здорового образа жизни,
природопользования в микрорайоне.
Большое внимание в гимназии уделяется проектам
культурологической направленности, проектам -
исследованиям по лингвистике, русскому языку,
иностранным языкам, общественно-историческим и
экономическим проблемам, проблемам психологии.
Их разработкой руководят Заслуженные учителя РФ
Сорокин В.С.и Владимирова А.В., к.и.н. Коновалова
И.Г., к.и.н. Финогенова С.И., к.п.н. Засорин С.А.,
Кулаков А.Е., учителя высшей квалификационной
категории Муратова Т.Г., Мосичева Т.А., Карчина
Е.А., Самчелкина Н.В., Степанова Е.А. Названия
некоторых проектов:
В течении восьми лет в гимназии работает клуб «Юный археолог». Членами клуба являются не только гимназисты, но и выпускники гимназии прошлых лет, которым тема археологии близка. В течении учебного года идет теоретическая подготовка по истории, мировой художественной культуре, археологии, теории искусств, а летом группа учащихся 25-30 человек выезжает на раскопки на Керченский перешеек, в район древнего города Фанагории. Эта работа проводится в сотрудничестве с Институтом археологии РАН и имеет большое научное и практическое значение. Необходимо отметить, что проектно - исследовательская деятельность учащихся осуществляется в условиях возможности ими выбора тем, методов исследований, форм отчета о работе. Такая личностная ориентация позволяет максимально приблизить проблемы проектов к жизни самого ученика, его семьи, товарищей, сделать его исследование интересным и нужным. На защиту проектов приглашаются учащиеся других классов, родители, выпускники гимназии, специалисты по данной области из ВУЗов, научно-исследовательских институтов. Проектно - исследовательская технология обучения гимназистов проходит через предметные области базового компонента учебного плана к гимназическому компоненту и дополнительному образованию, а также используется в системе воспитывающей внеурочной деятельности. Такая системность применения данной технологии способствует повышению мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности. Так, например, система экскурсионной работы в гимназии, которая имеет более чем десятилетнюю историю, строится именно в данном ключе. Целью этой работы является долговременная, на всю жизнь, мотивация ребенка на активную, познавательно - поисковую деятельность. Система экскурсионной работы заключается в том, что в течение всего периода обучения в гимназии, учащиеся на различных этапах знакомятся с культурно-историческими достопримечательностями, музеями Москвы, Подмосковья, других городов. Перед экскурсиями ведется предварительная кропотливая поисковая работа, разрабатывается индивидуальная тематика. Во время проведения экскурсии учащиеся заполняют базу данных по конкретной теме с тем, чтобы, дополнив эти сведения из различных информационных источников, представить свое микроисследование как отчет о проделанной работе. Это - только некоторые примеры использования
проектно-исследовательских технологий в
гимназии. На самом деле весь образовательный
процесс с его содержанием, разнообразными
формами и методами обучения, развития и воспитания учащихся
способствует созданию творческой личности,
мотивированной на самопознание в течение всей
жизни. |
Страница оптимизирована для просмотра в браузерах пятого поколения и выше с разрешением экрана 800х600.