НАМ 35 ЛЕТ     НОВОСТИ     E_MAIL

ГЛАВНАЯ  /   НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СБОНИК РАБОТ УЧИТЕЛЕЙ
ШАВЫРИНА Т.Г.
Под знаком добра
line2_w.jpg (5144 bytes)

Ученик не выше Учителя...
Довольно для ученика, чтоб
он был как Учитель.
(Евангелие от Матфея, гл. 10, ст. 24-25)

В наше время, когда произошло возрождение русской классической школы, учащиеся получают широкое образование, благодаря таким новым дисциплинам, обязательным для гимназий, как латинский язык, античная культура и мифология, эстетика, ораторское искусство. В ходе изучения этих предметов гимназисты учатся логически мыслить, что в совокупности с другими изучаемыми предметами дает хороший результат: у них вырабатываются навыки аналитического мышления, необходимые для исследовательской работы в будущем. Начальные навыки исследовательской деятельности учащиеся получают в гимназии. Так, например, в этой связи очень полезно участие гимназистов в археологической экспедиции, Археология, связанная с материальными остатками жизни человека, иногда опровергает некоторые современные взгляды на историю, и очень важно научить с детства анализировать и критически подходить к разным источникам информации.

Каким образом человек, не занимающийся археологией специально, может узнать об этой науке? В основном, из средств массовой информации, откуда ребята получают представление об археологии и археологах, но, как правило, как о нечто романтическом. Занятия археологией в гимназии вызывают у ребят бесспорный интерес, дают истинное представление о деятельности археологов. Занятия в хранилищах Института Археологии РАН, проводимые не в академической обстановке, делают их более желанными для ребят, которые рассматривают это как своеобразный клуб, где встречаются друзья, объединенные общим интересом.

Археология постигалась на уроках, в теории, откуда ребята выносили представление о том, что раскопки - это не удовольствие, это серьезный труд, нередко тяжелый, но всегда ответственный. Ответственность состоит прежде всего в том, что следы материальной жизни человека, называемые культурный слой и изучаемый археологами при раскопках, при неопытном исследовании, может разрушиться и уничтожиться навсегда. Нельзя дважды раскопать один и тот же культурный слой. И одна из главных задач руководителя выработать у ребят чувство ответственности и научить по внешним признакам угадывать культурный слой. У этих занятий есть конечная цель - летняя археологическая экспедиция. Первая экспедиция была самой трудной : Фанагория - (место древнего поселения) - степь, выжженная на солнце, жара, механическая, однообразная работа лопатой. Радость отдельной археологической находки сменяется радостью открытия того, что фрагменты античной керамики могут много рассказать об экономических и торговых отношениях разных народов, о быте древних фанагорийцев, о погребальных и религиозных культах. Все это усиливает очарование археологией у ребят: многие из них, уже закончив гимназию, будучи студентами, становятся постоянными членами экспедиции.

По возвращении домой участники экспедиции вновь собираются в "подвалах" Института Археологии, где продолжают реставрационные работы с предметами, найденными на раскопке. Попытки подобрать отдельные черепки и склеить из них горшочек или амфору неизменно вызывают у ребят чувство восторга и гордости, - что является весьма полезной школой усидчивости для будущих собственных работ.

Экспедиция - это первая жизненная школа каждого из участников экспедиции. Все впервые, все - в том числе и дружеская просьба повара "продуть макароны". Жизнь в экспедиции для большинства ребят - это первое лето самостоятельного существования. Жизнь в палатках придает полевой жизни лагеря определенный романтизм. Экспедиция учит ребят не только археологии, она учит работать честно, на совесть, где эти требования одинаково предъявляются и к ребятам, и к взрослым.

Начиная с экскурсий и кончая ночными кострами с песнями и танцами на фанагорийских холмах, чудесным праздником посвящения в "археологи". Известно, что память нами командует, а не мы ею, поэтому в сознании удерживаются только яркие сцены, а также просто нормальное общение друг с другом.

Многие участники экспедиции, ныне уже студенты, с удовольствием вспоминают то время, возвращаясь в детство, и каждый из них несет в своем сердце уважение к нетленному наследию предков. Ибо человек постоянно находится сам с собой и не замечает течения времени. Для себя он все тот же, что и много лет назад. Для человека важно время от времени оглядываться назад, к прошлому, чтобы во временной перспективе правильно осознать свой путь и самого себя.
Так не в этом ли по существу состоит ремесло историка-археолога?

Шавырина Т.Г. - учитель истории гимназии № 1517, к.и.н.

Страница оптимизирована для просмотра в браузерах пятого поколения и выше с разрешением экрана 800х600.

Hosted by uCoz