ГЛАВНАЯ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СБОНИК РАБОТ УЧИТЕЛЕЙ |
РОЗЕНБЕРГ
С.Г. Роль шахмат в развитии мыслительной деятельности гимназистов Общеизвестно, сколь высокое место занимают шахматы в человеческой культуре. В шахматы человечество играет уже несколько тысячелетий. Эта поистине народная игра развивает у людей такие полезные в жизни качества, как цепкая память, наблюдательность, логическое мышление и самоконтроль, фантазия, быстрая реакция. Многие выдающиеся государственные и военные деятели, учёные, музыканты и писатели являлись энтузиастами шахматного творчества. Впечатляют слова великого химика Д.И.Менделеева: "Для меня наука как игра в шахматы!". В нашей гимназии был основан Шахматный клуб, где занятия проводятся среди школьников 5-11 классов, а также малышей из микрорайона. Занятия проходят после уроков, а также в выходные и каникулярные дни. Главной задачей обучения является развитие у подрастающего поколения привычки мыслить самостоятельно, не шаблонно, проявлять упорство, изобретательность в сложных и критических жизненных ситуациях на основе присущей шахматистам тренированности в концентрации внимания, точного запоминания материала, постоянной нацеленности на высоко ответственные действия, выносливости к умственному напряжению. Помимо того отдельные наиболее способные гимназисты участвуют в соревнованиях на спортивный разряд, в чемпионатах Округа, Москвы, международных турнирах. Наша программа обучения включает в себя такие элементы, как зрительное воображение шахматных позиций, мысленный расчет вариантов, решение точных задач. Вначале учащиеся воспринимают расстановку фигур на доске, затем отмечают их функциональные возможности, например, угрозы со стороны противника, собственные перспективы. Начинающий, неопытный игрок замечает очень малый процент возможностей. Постепенно, по мере обучения, мысленное видение улучшается подобно развитию музыкального слуха, и шахматист в уме "переставляет" фигуры и пешки туда и сюда, возвращает их на исходные места - пока не находит лучший, по его мнению, ход. Значительное место в процессе игры в шахматы имеет логическая основа. Логика изучает правильные способы рассуждений. Но нередко суждение лишь кажется истинным, в действительности же оно противоречит реальному положению дел. Например, в рамках шахматных правил и принципов ладья должна быть сильнее пешки. Однако случаются и такие ситуации, где приходится жертвовать более сильной фигурой (иногда и несколькими сразу) для организации победоносной атаки на вражеского короля. Здесь на помощь шахматисту приходит творческая фантазия, т.е. идея, направленная на достижение конкретной цели. Происходит, таким образом, преодоление привычных шаблонов, в чем выражается сила и красота мысли. За годы работы Шахматного клуба были достигнуты положительные результаты. Как правило, учащиеся, активно занимающиеся шахматами, улучшают свою академическую успеваемость, повышают самодисциплину и личную ответственность, успешно участвуют в интеллектуальных марафонах, олимпиадах, а также в общественной жизни гимназии. Многие ученики получили высокие спортивные разряды (2 кандидата в мастера), заняли почетные места в различных соревнованиях, в том числе, завоевали командный кубок "Белая Ладья" на первенстве СЗУО. Розенберг С.Г. - руководитель Шахматного
клуба, к.п.н., гроссмейстер |
Страница оптимизирована для просмотра в браузерах пятого поколения и выше с разрешением экрана 800х600.