ГЛАВНАЯ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СБОНИК РАБОТ УЧИТЕЛЕЙ |
НЕРСЕСОВ
В.Я. История доколумбовой Америки в школьной программе (пример 5-ти летнего эксперимента с учащимися 6-8 классов гимназии № 1517 г. Москвы) Совсем недавно, в октябре 1992 года, мировая общественность отметила 500-летие первого плавания Христофора Колумба к берегам Америки. С тех пор как мореходы средневековой Испании убедились в том, что за водами Атлантики существует ещё один континент, в кругах специалистов-историков и любителей-энтузиастов не утихают споры: Чем объяснить, что в государстве инков не было денег, а в государстве ацтеков они были? Отчего исчезла письменность инков и какова роль индейских пирамид? Что кроется за столь распространенным в древней Мексике обрядом человеческих жертвоприношений? И многое другое. Вполне естественно, что подобные и другие вопросы о загадочной истории Древней Америки интересовали и интересуют любознательных школьников 6-8 классов, уже знакомых с историей Древнего Мира и Средних Веков и вплотную подошедших (либо уже изучающих) историю Нового времени. Ведь именно в учебнике Нового времени они знакомятся с Эпохой великих географических открытий, где, как правило, на нескольких страничках очень сжато и не всегда достоверно рассказывается о многовековой истории доколумбовой Америки. Долгое время в отечественной школьной литературе отсутствовала доступная и занимательная литература по этой проблематике. Сегодня это белое пятно в школьной историографии закрыто. Полтора года назад в издательстве МИРОС вышла в свет книга "250 веков доколумбовой Америки", написанная мной - профессиональным историком-американистом. Она создана на основе многолетней экспериментальной работы с учащимися 6-8 классов гимназии № 1517 Северо-Западного округа. Администрация в лице Баренбаума А.Л. с пониманием отнеслась к моей попытке по настоящему "открыть Америку" для отечественного школьника и, отчасти его преподавателя-историка. В результате опроса экспертной комиссии педагогической газеты "Первое сентября" данная книга вошла в тройку лучших экспериментальных учебных пособий за 1998 г. Перед вами по сути дела своего рода учебник по древней истории Америки. Образно и доступно, с привлечением малоизвестного и недоступного Фактологического материала, вместе с тем с предельной исторической правдивостью, я попытался дать школьникам и их педагогам первое впечатление (представление) о жизни Нового Света от заселения его первобытными охотниками и собирателями до исторической встречи Старого и Нового Света, т.е. до открытия Америки Христофором Колумбом. Её познавательная ценность для подрастающего поколения состоит в том, что они получат живое и яркое представление о политической и военной истории индейских племен, о развитии материальной и духовной культуры, памятниках изобразительного искусства, письменности, о религиозных обрядах, занятиях, быте, об образе жизни, археологических находках, о научных достижениях аборигенов доколумбовой Америки и многом другом, в том числе и о столь интересующих их, особенно подростков, главных "героях" конкисты. Практика работы по данной тематике в гимназии № 1517 показала, что интересующиеся историческим прошлым человечества любознательные учащиеся 6-8 классов "на ура" воспринимают очередную, весьма загадочную "страницу" всеобщей истории - истории доколумбовой Америки. И это понятно: наши с вами знания никогда не могут считаться полными, но стремиться к их углублению свойственно человеку на протяжении всей его жизни, но только "школьная скамья" (позднее и студенческая) дают их в систематизированной и доступной форме Хочется поблагодарить администрацию гимназии № 1517 за возможность апробировать курс в стенах данного образовательного учреждения. Нерсесов Я.Н. - учитель истории гимназии № 1517, к.и.н., доцент кафедры творческих Технологий ин-та Молодежи, член. Союза писателей и. Союза художников |
Страница оптимизирована для просмотра в браузерах пятого поколения и выше с разрешением экрана 800х600.