ГЛАВНАЯ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СБОНИК РАБОТ УЧИТЕЛЕЙ |
КУЛАКОВ
А.Е. Предмет "Религии мира" в системе исторического образования гимназии № 1517 Систематический учебный курс "Религии мира" появился в российской школе сравнительно недавно, но уже приобрел весьма широкое распространение. К счастью, в нашей гимназии все понимают его актуальность. Работа над созданием учебно-методического комплекса по курсу "Религии мира", включающего учебное пособие, пособие для учителя, продолжается автором в Лаборатории исторического образования и общественных дисциплин Института общего образования Министерства образования Российской Федерации, но в педагогике чрезвычайно опасно ограничить себя стенами научного кабинета. Поэтому в последние годы главной экспериментальной площадкой автора стала гимназия №1517 Северо-Западного округа Москвы. Автор благодарит администрацию и педагогический коллектив этого замечательного учебного учреждения, которое стало базовым для разработки и апробации курса. Здесь автор ведет регулярные уроки "Религий мира". С благодарностью и симпатией автор вспоминает и своих талантливых учеников - выпускников гимназии. Они тоже в определенной степени стали "соавторами" своего учителя. Если жизнь ставит проблему, школа обязана откликнуться на нее. Религии и религиозная жизнь - важнейший феномен, сопровождавший человечество в течение всей его истории и не только не утративший, но значительно усиливший в наши дни свое влияние как в мире в целом, так и в нашем Отечестве. Значит, школа должна дать своим выпускникам достаточно полное понятие об этом феномене. Причем совершенно неважно, как каждый из нас, педагогов, лично относится к религии: этот вопрос остается как бы "за скобкой". Религии всегда играли и продолжают играть стержневую роль в жизни различных цивилизаций, определяя их своеобразное лицо (даже в том случае, если большинство их представителей считает себя неверующими). Не будем забывать, что само понятие и явление культуры происходит от слова культ, т. е. имеет религиозные корни. Большинство вопросов человеческой нравственности было впервые поставлено именно в рамках религиозно - философских исканий. Изучение религий дает обширный спектр мнений по вопросам морали. Можно возразить, что многое в этих кодексах звучит несовременно и даже подчас архаично и парадоксально, а их изучение не сделает наших учеников автоматически нравственными людьми. Но знакомство с различными религиозными взглядами наверняка заставит многих из наших учеников задуматься над очень существенными вопросами человеческого бытия. Без знаний о религиях наши ученики никогда до конца не разберутся в мировых политических процессах, в современных конфликтах и войнах. Как ни парадоксально, войны конца ХХ века очень часто имеют религиозную подоплеку. Социологи и политологи прогнозируют, что и в XXI веке эта печальная тенденция сохранится. Надо понимать, что игнорирование людьми (и в том числе нашими бывшими и будущими выпускниками) религиозных факторов в общественной, политической и культурной деятельности приводит к тяжелым последствиям и трагедиям, расхлебывать которые приходится не одному поколению. За примерами нам, к сожалению, далеко ходить не следует... Изучение курса "Религии мира" помогает нашим ученикам лучше разобраться не только в истории и общественных дисциплинах, но и в освоении мировой художественно культуры. Попав в художественный музей, они не будут чувствовать себя как в джунглях, и экскурсоводам не придется долго растолковывать им сюжет каждой картины, ведь религиозные образы и мотивы буквально пронизывают все мировое искусство. "Религии мира" - гражданский культурологический курс для всех: верующих, атеистов, а также равнодушных к вопросам веры. Он отнюдь не предполагает задачи вкладывать в головы учащихся какие-либо религиозные или иные догмы. Его цель - знакомство с религией как важнейшим феноменом человеческого мира, который должен быть представлен в учебных пособиях и объяснениях учителя во всем многообразии и богатстве. Следует четко различать две вещи, которые часто путаются в массовом сознании: изучение религий и обучение религии. Если первое абсолютно уместно и необходимо в массовой школе, то второе - дело конкретных конфессий. В соответствии с Конституцией России, приобщение к религии не может осуществляться в государственной системе образования. Для обучения религии в нашей стране уже существует и будет развиваться система церковных учебных заведений, в которые молодежь может идти осознанно по собственной воле, либо в соответствии с устоями и традициями семьи. Верующие родители должны иметь возможность при желании отдавать своих детей в негосударственные учебные заведения общеобразовательного профиля, являющиеся православными, мусульманскими и т. д. То же самое касается, кстати, и атеизма, который в равной степени не может быть навязан всем школьникам в качестве обязательного мировоззрения. Для нашего курса приемлема только одна позиция и методология - рассматривающая религию как культурный, общественный, политический, экономический и т. п. феномены вне вопроса о "бытии Божьем". Преподавая курс, мы как бы пытаемся встать над противоположностью натуралистического взгляда (трактующего религиозные понятия как иллюзорные, фантастические) и теологического (рассматривающего конкретную религию как связь человека и абсолютного трансцендентного начала - Бога). В данном случае мы должны стараться не столько сталкивать эти два начала, сколько искать общее в них, представлять их как две равноправные стороны целостного познания мира. Это отнюдь не исключает принципа научности в построении и содержании курса. Но что, например, дает право отрицать научность исследований, расходящихся с постулатами материализма и построенных на аксиомах религии? Научность нашего курса следует понимать как стремление к максимальной объективности, беспристрастности, глубине и проверенности того, что мы сообщает нашим ученикам на уроках. Именно эти соображения заставили нас сознательно отказаться от названия "религиоведение" применительно к школьной практике. Вероятно, место такого предмета - высшие и специальные учебные заведения соответствующего социального профиля. Перед нами стоят широкие и популяризаторские задачи. Нужно грамотно, занимательно и достаточно широко показать учащимся многообразие религий, существующих в мире, обращая главное внимание на историю их возникновения, географию распространения, основателей и пророков, особенности учения (в первую очередь нравственного), традиции, культуру и связанное с ними искусство. Для нас очень важно показать учащимся те "культурные поля", в которых существуют разные конфессии, поэтому на эстетическую сторону дела преподаватель должен обратить особое внимание. Пусть на занятиях звучит иногда духовная и церковная музыка разных религий и демонстрируются памятники изобразительного искусства, архитектуры. Курс "Религии мира" не может быть построен как на атеистической методологии, так и на основе апологетики какой- либо одной конфессии в ущерб другой. Иное дело - неодинаковая историческая роль разных религий в мировой истории и в истории нашей страны, являющаяся фактом, с которым необходимо считаться при построении курса и отборе материала к нему. Не следует забывать или тем более стесняться того, что мы смотрим на мир глазами россиян: очень большой объем учебного материала должен быть бесспорно связан с христианством и, в частности, с православием. Роль этой религии подробно рассматривается в связи с историей страны, развитием отечественной культуры, общественными устоями и традициями, бытом людей. Материал курса теснейшим образом перекликается с изучением истории, философии, права, литературы, курса "Человек и общество" и некоторых других дисциплин. Прочные нити связывают "Религии мира" и с предметами эстетического цикла. Изучение религии - это, в частности, особого рода практическое человековедение. Очень желательна комплексная увязка учебных планов всех гуманитарных предметов с учетом того содержания, которое несет курс "Религии мира". Для историка, филолога и обществоведа специальное изучение религий станет замечательным подспорьем в работе. Ключом и основополагающим моментом для построения методики предмета "Религии мира" является признание права каждого человека на собственные убеждения и мнения. Это напрямую вытекает из основополагающей методологической идеи диалога культур, о которой говорилось выше. Не проявляй насилия, не навязывай готовых рецептов, уважай мнение оппонентов, давай учащимся, по- возможности, полную, объективную и многогранную информацию - вот главные требования к учителю, преподающему любые гуманитарные дисциплины и в том числе наш курс. Для "Религий мира" все это особенно актуально, так как ошибка и неправильный тон в этом предмете может свести к нулю все результаты деятельности учителя. Методические принципы курса мы сформулировали
такие ,как: На современном уроке обязательно должен присутствовать и звук. Хотелось бы обратить особое внимание преподавателей на музыкальную культуру различных конфессий. Музыка - самый понятный всеобщий язык, они идет от сердца к сердцу. И. С. Бах и П. И. Чайковский, например, принадлежали к разным христианским церквям, но их сочинения объединяют людей и возвышают мысли и чувства. Но музыкальные образы не только вызывают встречные эмоции, но и объясняют философию различных религий. Учителю потребуется специальная подготовка для овладения навыками говорить о духовном и церковном искусстве, сопереживать ему. Далеко не лишним для преподающего станет эстетическое чутье, тонкий, хороший вкус. Еще раз подчеркну, что курс "Религии мира" имеет самый прямой выход на предметы художественного цикла и помогает решать задачи эстетического воспитания. Определенный пафос в рамках преподавания курса (хотя в этом, как и во всем другом, следует соблюдать меру) не повредит учебному процессу. Уроки по "Религиям мира", иногда проводятся вне стен гимназии, на фоне исторических и архитектурных памятников. Это способствует решению еще одной задачи - воспитанию уважительного и бережного отношения к старине, отечественному культурному наследию, а это, в свою очередь, закладывает основы более широкого понимания учащимися проблем экологии культуры. А. Е. Кулаков - учитель истории гимназии №
1517, старший научный сотрудник лаборатории
исторического образования Института общего
образования МОПО РФ. |
Страница оптимизирована для просмотра в браузерах пятого поколения и выше с разрешением экрана 800х600.