НАМ 35 ЛЕТ     НОВОСТИ     E_MAIL

ГЛАВНАЯ  /   НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СБОНИК РАБОТ УЧИТЕЛЕЙ
БЕЛЯЕВА Г.В.
Система воспитывающей деятельности гимназии № 1517
line2_w.jpg (5144 bytes)

Мы разделяем взгляды ведущих педагогов о том, что ребенок есть саморазвивающаяся, самоопределяющаяся, самореализующаяся личность, педагогический коллектив гимназии создал такую воспитательную систему, такие необходимые условия, которые бы стимулировали саморазвитие и самоактуализацию внутренних сил и талантов ребенка.
Анализ работы гимназии за предыдущие годы, свидетельствует о том, что в гимназии синергетическим путем сформировалась воспитательная система на основе учебной деятельности.
В основе воспитательной системы - личность ребенка, удовлетворение его высших психолого-социальных потребностей, раскрытие его способностей за счет создания особого микроклимата, признаками которого являются : комфортное само-чувствие каждого, доброжелательное отношение в детском коллективе, атмосфера творческого сотрудничества среди учащихся, педагогов и родителей , процессы самоуправления и саморазвития.
Цель воспитательной системы - здоровый, внутренне свободный, творческий человек, способный к саморазвитию и самоактуализации. У него сформированы такие формы сознания, как научное, художественное, нравственное правовое, экологическое; он имеет потребность и необходимые умения для продолжения обучения в течение жизни, готов к труду. Это социально-активная ответственная личность, знающая свои особенности, умеющая управлять собой, принимать решения, имеющая не-обходимые коммуникативные навыки, позитивное мироощущение, способная к пониманию и состраданию.
Эти объективные свойства личности вытекают из высших психолого-социальных потребностей человека:
· в творческой деятельности,
· в сохранении и укреплении здоровья,
· в защищенности и безопасности,
· в уважении и признании,
· в самореализации,
· в красоте,
· в радости, удовольствии, наслаждении.
Гимназия призвана удовлетворить эти потребности, создав для ребенка благо-приятный психолого-педагогический климат, объединяющий учащихся всех возрастов, педагогов, родителей.
Принципы построения воспитательной системы:
· гимназия - нравственная среда развития личности, образец и источник коррекции, нравственных отношений. Ученик - объект и активный субъект воспитания;
· природосообразность, опора на закономерности развития ребенка;
· целостный подход к развитию ребенка, к организации воспитатель-Ной работы. Непрерывность воспитания на уроках и во внеурочное время;
· деятельностный подход: воспитывает не педагог, а деятельность и живой опыт жизни воспитанника;
· личностно-ориентированный подход: особое внимание внутреннему миру воспитанников;
· возрастной подход: подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями возраста ребенка;
· педагогика сотрудничества, базирующаяся на единстве целей жизни ребенка и воспитательных целях педагога;
· принцип живого общения с ребенком: уважение, такт, вера и опора на положительное, поддержка, помощь, бережность, личный пример.
· Приоритет нравственных общечеловеческих ценностей в жизни гимназии;
· Совместимость в решении насущных школьных проблем педагогическим коллективом, родителей и учащихся;
· Открытость гимназии социальной среде;
· Рефлексия детей и педагогов при анализе дел, при определении путей и условий личностного развития;
· Исследовательская работа детей и педагогов в целях развития жизни гимназии.
Познавательная деятельность выражает коллективную доминирующую потребность гимназистов, она престижна в глазах всех учащихся, родителей и педагогов гимназии. Общегимназические интеллектуальные марафоны, победы в Ломоносовском турнире, в олимпиадах ведущих вузов столицы традиционны для нас. В гимназии проводятся рейтинги успеваемости по четвертям, организуются ежемесячные массовые экскурсии, глубоко продумываются и ярко проводятся предметные недели. В ходе их проведения учителя предлагают интересные интеллектуальные состязания, олимпиады, дидактические игры, защиту творческих проектов, театрализованные представления, изготовление учебных пособий, обсуждение творческих работ учащихся. Деятельные формы обучения являются ведущими в организации учебного процесса. Развитию личности способствует проблемное обучение, диалоги в учебно-познавательной работе, метод мозгового штурма, диспуты, ролевые игры, аукционы и общественные смотры знаний, уроки-дискуссии, конференции, выставки, уроки изобретательства и т.д.
Высок воспитательный потенциал уроков. В процессе учебы у учеников формируются такие качества личности, как гуманизм и коллективизм, интересы и стремления к знаниям, воля и настойчивость, умение преодолевать трудности и развивать свои способности. Имеют значение не только знания сами по себе, но и их ориентированность на другого человека, умение принести реальную пользу людям, применить знания на практике. На уроках поддерживается идея приоритета общечеловеческих ценностей, среди которых мы особенно выделяем: достоинство, духовность, нравственность, гражданственность, культуру.
Часто уроки определяют содержание общешкольных мероприятий. Гимназисты стремятся выйти за рамки урока и показать свои достижения перед общешкольным коллективом. Так были проведены конференция по экономике, спектакль на французском языке, историко-литературные конференции "Война и мир", театрализованное представление "Мифы и легенды Древней Греции", спектакль "Россия - Родина моя", тематические устные журналы, научно-практические конференции, защита творческих работ по предметам.
Гимназия уделяет большое внимание развивающим играм, таким как "Брейн-ринг", "Что? Где? Когда?", "Поле чудес", "Счастливый случай", "Звездный час" и т.д.
Для школ округа гимназия организовала проведение интерактивных игр "Дебаты" и "Защита коллажа" (Таблицы №1, 2), в которых приняли участие более 250 учащихся из 15 школ округа.
Особое место в гимназии имеет медиатека. Компьютер сближает мир ребенка и современный мир взрослых, развивает у учащихся рефлексию, способствует лично-стно-ориентированному обучению гимназистов, играет ведущую роль в формировании информационной среды гимназии (издании стенгазет, видеогазет). Гимназисты активно участвуют в городских и международных телекоммуникационных проектах.
Преподаватели гимназии ведут внеклассную работу, направленную на развитие творческих интересов учащихся. Гимназисты готовят рефераты, оформляют выставки, изготавливают учебные пособия, компьютерные программы, разрабатывают творческие проекты.
Основываясь на учебной деятельности, воспитательная система гимназии включает весь педагогический процесс, объединяющий учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды.
Основные блоки нашей системы.
· Во-первых, это кружки, клубы, секции, общества, среди которых особенно выделяются научные общества "Юный математик", "Юный медик", "Экологический клуб "Greenpeace", шахматный клуб, эстетические кружки, кружок "Маленькая хозяйка", клуб "Олимпиец" и др.
· Во-вторых, параллельно с уроками, воспитание идет через воспитательные центры гимназии: библиотеку, медиатеку, спортивный центр "Здоровье", центр психологической разгрузки и коррекции.
· В-третьих, важными блоками системы являются коллективные творческие дела. К ним мы относим общегимназические праздники, акции, конкурсы, предметные недели.
· В-четвертых, основой для объединения гимназистов стали тематические программы. В 1998/99 уч. году программа "Наш Пушкин", в 1999/2000 уч. году программа "Мы этой памяти верны", 2000/2001 уч. год "Встреча третьего тысячелетия".
Система постоянно развивается. Гимназические традиции (летняя археологическая экспедиция, поездки по городам России, общегимназические праздники : "День знаний", "День гимназиста", "День благодарения учителей", Новый год, День святого Валентина, День защитника Отечества, 8 Марта, праздник Победы, праздник награждения победителей олимпиад "Ученик года", последний звонок, предметные недели, капустники, творческие отчеты кафедр, кружков) сочетаются с инновациями, с поиском новых форм (дебаты, коллаж, выпускной ринг).
Самостоятельно выделяющиеся творческие группы, советы дела обычно брали на себя обязанности по организации общешкольных дел. В целях привлечения всех гимназистов к общественной работе в 1998 году был создан Парламент.
Организация ученического самоуправления.
Формирование эффективно работающего школьного актива - одна из наиболее трудных задач в педагогической практике.
На этапе становления гимназического самоуправления активисты гимназии ездили в Швецию для изучения опыта молодежного движения этой страны, установили связи с Ассоциацией юных лидеров России, знакомились с организацией самоуправления в нашем и Северо-Восточном округе г. Москвы.
В гимназии уже три года работает орган ученического самоуправления - Парламент (Таблица № 3). Парламент состоит из двух палат. Верхняя палата - Координационный совет - собирается еженедельно. Там представлены один-два гимназиста от класса. Заседания Парламента посвящаются планированию работы, обсуждению и оценке проводимых в гимназии дел. Ребята рассказывают о делах классов, о взаимоотношениях в классных коллективах, делятся проблемами, обмениваются опытом, знакомятся с различными точками зрения. Члены координационного совета сами разработали нормы и принципы школьной жизни, совместной деятельности. Так в 1998/99 уч. г. был написан Кодекс чести гимназиста, Заповеди для учащихся. Структура и содержание деятельности Парламентских комиссий, в 1999/2000 уч. г. были предложены - "Наши главные ценности", "Правила поведения для учащихся", в 2000/2001 уч. г. составлены "Рекомендации учителям".
Координационный совет стоит на защите личности ребенка. Через зам. директора по воспитывающей деятельности Совет информирует педагогов о мнении учащихся, связывается с администрацией, с педагогическим и родительским активом.
Для организации работы по ведущим направлениям в гимназии создана Нижняя палата - Палата представителей. Первоначально она включала представителей пяти комиссий: учебной, библиотечной, спортивной, культурно-массовой, труд и порядок. В 2000 году созданы новые комиссии: Дружина помощников милиции и Совет справедливых, призванный решать спорные вопросы как между учащимися, а также между учащимися и педагогами. Все комиссии собираются раз в четверть под руководством педагогов-кураторов для координации планов и отчетов о проделанной работе. В классах созданы аналогичные комиссии, подчиняющиеся общегимназическим. Во всех видах деятельности Парламент придерживается правил мажорного настроения, завтрашней радости, красоты. О Парламенте написаны стихи, каждая комиссия имеет свою эмблему, планируем сочинить гимн.
Парламент организует Коллективные творческие дела гимназии. Исключительно силами Парламента проводятся - День Святого Валентина, День самоуправления, праздник "Ученик года". В ходе работы укрепляются традиции слова, дружбы, заботы, дела, чести. В 2000/2001 уч. г. была проведена Презентация самоуправления нашей гимназии в г. Москве, и семинар "Первые шаги самоуправления" для округа.
В гимназии создано единое информационное пространство, за счет систематического выпуска общешкольных стенгазет. Парламент издает газету "Говорит Парламент", где помещается информация о его решениях, вывешиваются планы работы на четверть, подводятся итоги участия классов в общественных делах гимназии. Новые газеты Парламента - "Наша жизнь" и "Личность". Газета "Личность" рассказывает о ярких и интересных учениках гимназии, поздравляет учителей и учеников с Днем рождения. Особенно интересными для гимназистов являются сообщения о победах в интеллектуальных и творческих конкурсах, предметных олимпиадах, в школьных спортивных соревнованиях, рейтинги успеваемости, благодарности за участие в общественной работе.
Члены Парламента принимают участие в работе педагогического Совета гимназии, выступают на административных совещаниях с пожеланиями и рекомендациями для учителей, родителей, администрации: "Общение педагогов и подростков", "Создание условий для успешного взаимодействия участников образовательного процесса гимназии", "Роль классного самоуправления в становлении личности гимназиста". В соответствии с решением Парламента, стало традицией на педсовете награждать скромными ученическими подарками лучших педагогов гимназии.
Мы работаем над расширением зоны самоуправления, создаем ученические органы управления в ГПД, кружках и секциях дополнительного образования, на уроках. Продумываются формы поощрения общественной активности: награждение грамотами, презентация, поручение наиболее интересных дел, выезд на природу. Само-управление развивается, и наша задача вовлечь всех гимназистов в общественную деятельность, научить их распределять и добросовестно и качественно выполнять поручения, управлять собой и другими, нести ответственность за свой выбор, проявлять свои способности, знакомиться с разными точками зрения. Самоуправление гимназии создает условия для развития творческой инициативы, как учителей, так и гимназистов в учебном процессе и после него.
Использование возможностей окружающей среды.
Гимназия активно взаимодействует с социумом :
· вузы МАИ, МГУ, РГМУ, ГУ ВШЭ (Обучение по углубленным программам, практикумы, семинары, единый экзамен);
· филармония;
· Общественное Общероссийское движение поддержки флота (встречи с ветеранами, помощь в организации праздников);
· стадион "Октябрь" (льготный абонемент в бассейн, проведение спортивных состязаний).
· ГМИИ им. А.С. Пушкина (экскурсии, гимназисты приглашаются на выпускной вечер исторического кружка музея, научные сотрудники музея - педагоги гимназии);
· библиотеки № 49, 28, 27 (организация концертов, проведение бесед);
· Центр планирования семьи (беседы с подростками о процессах взросления человека);
· семейный центр "Возрождение" (лекции для родителей, анкетирование учащихся и родителей, выступление психологов центра);
· судебно-правовые органы. ОВД Хорошево-Мневники. КДН. Выступления представителей милиции и прокуратуры перед гимназистами и родителями;
· кожно-венерологический диспансер (лекции по профилактике кожных заболеваний);
· общественная образовательная организация "Современная школа" (участие гимназистов в работе семинаров, проводимых в округе, в рамках фестиваля социально-значимых проектов);
· школы и гимназии округа (интерактивные игры "Дебаты", "Защита коллажа". За три года провели 12 семинаров, обучили этой форме работы более 20-ти организаторов. В игре для старшеклассников "Дебаты" приняли участие 300 учащихся 15-ти школ округа, а в "Защите коллажа" - 150 учащихся 11-ти школ округа);
· жители микрорайона (поздравления с праздниками, приглашения на концерты, уборка дворов, социологический опрос);
· ГИБДД СЗО (проведение классных часов по ПДД, участие в муниципальных, соревнованиях);
· инспекция по пожарной безопасности СЗО (классные часы по пожарной безопасности, ежегодные победы в окружных конкурсах плакатов, в спортивных соревнованиях по пожарному делу);
· учреждения дополнительного образования в рамках фестиваля "Юные таланты Московии";
· благотворительный фонд при правительстве Москвы в рамках фестиваля "Москве с любовью";
· педагоги учебных учреждений округа (проведение окружного праздника учителей "Во славу знаний");
· учреждения дополнительного образования округа: художественные школы, музыкальные школы № 16, № 49, № 21, № 51, № 96, № 43, центры детского технического творчества "Хорошево", "Строгино", "Тушино", со спортивными секциями округа;
· ассоциация "Юных лидеров России" (обучение по лидерской программе);
· психологический центр "Генезис" (профориентация школьников);
· окружной экологический центр (проведение конкурсов, бесед);
· музеи, выставочные залы и театры Москвы (ежемесячные экскурсионные дни).
Характерной чертой работы гимназии является тесное взаимодействие с семьями ее воспитанников. В целях педагогизации родительской среды составлена программа тематических родительских собраний, осуществляется взаимодействие с педагогами и психологами из семейного центра "Возрождение".
Родители частые гости в гимназии. Каждую субботу педагоги готовы их принять и выслушать. Раз в четверть проводятся родительские собрания. Стало хорошей традицией выступление администрации гимназии перед родителями. Директор и завучи знакомят родителей с итогами классно-обобщающего контроля, с задачами и перспективами развития гимназии, с новыми технологиями воспитания, при необходимости дают практические рекомендации.
Родители включены в воспитательный процесс. Они организуют экскурсии, посещения театров, являются сценаристами, режиссерами, почетными гостями и участниками многих праздников и конкурсов.
Родители приглашаются на открытые уроки, внеклассные дела, устные экзамены.
В гимназии традиционны семейные праздники: "Традиции русской семьи", "Генеалогическое древо семьи", концерты для мам и бабушек к 8 Марта, концерты для пап и дедушек к 23 февраля, КВН между родителями и детьми, конкурс "Наша семья", "Вечер сюрпризов".
Директор гимназии Баренбаум А.Л. руководит работой гимназического родительского комитета. Представители родительского комитета гимназии активно решают вопросы школьной жизни: участвуют в планировании работы гимназии, являются участниками педсовета, педагогических семинаров, проводимых гимназией для учебных заведений округа и города.
Анкетирование родителей показало, что они в высокой степени (81%) удовлетворены уровнем организации воспитательной работы в гимназии, уровнем взаимоотношений между учителями и детьми (72%), между родителями и учителями (91%), родителями и администрацией (94%), учениками и администрацией (86%), но при этом 40% родителей просят меньшее занимать учащихся во второй половине дня.
Гимназия может гордиться своими достижениями. Она имеет: дипломы фонда
Монтессори за участие в международном детском форуме, диплом лауреата за 3-е место в конкурсе "Школа года", диплом в год 200-летия А.С.Пушкина за особые успехи в формировании интеллектуального фонда будущего тысячелетия, диплом за организацию в округе интерактивных игр "Дебаты " и "Коллаж", дипломы за победы в окружной научно-практической конференции "Лидер".
В гимназии выработана своя воспитательная технология. Ее цель - формировать у учащихся положительную Я-концепцию (установки-образы я - добр, честен, великодушен, трудолюбив и т. д.), закладывать в самосознание учащихся общественно-ценные установки, добиваться личной и общественной значимости совершаемой работы, выработки у учащихся целостного мировоззрения, то есть формировать образ, стиль жизни, набор социальных навыков и взглядов, которые могут помочь ребенку в любой конкретно направленной деятельности.
Основные этапы воспитательной технологии:
· Удовлетворять высшие психолого-социальные базовые потребности личности.
· Мотивировать ребенка на деятельность, показывать привлекательность социальных, творческих, нравственных мотивов, красоту поступков.
· Предлагать ребенку разнообразные виды и формы деятельности. Использовать технологию коллективных творческих дел (постановка задачи - понимание социокультурной значимости деятельности в группах - проектирование результата - подготовка работы - реализация - подведение итогов). Создавать ситуации морального выбора, навыки, привычки, чувства, переживание которых сформируют нравственный и социальный опыт ребенка, выводы из которых превратятся в установки учащихся.
· Наблюдать и всесторонне изучать личность. В ходе деятельности выявлять индивидуальные особенности детей, получать при этом дополнительную информацию от родителей.
· Учителю отказаться от стереотипов восприятия. Подчеркивать то хорошее, светлое, что есть в ребенке. Создавать обстановку, в которой выгодно проявлять лучшие качества.
· Работать над развитием рефлексии у ребенка (устной, письменной, групповой), добиваться осознания ребенком собственных проблем. Использовать технологию индивидуального рефлексивного и группового воспитания ("Я - позиция" - причина "Я - позиции" - "Я - позиция" и общественные нормы - рефлексия - свободный выбор - результат), технологию рефлексивного процесса структурирования своего опыта на основе концепции бытия.
· Начинать воспитание с личностно-притягательных самовоспитательных задач, которые волнуют и влекут ребенка, расширять эти задачи до системы самовоспитания.
· Выявлять задатки и способности личности, авансировать ребенку успех.
· Развивать способности, выявляя зону творческого развития ребенка и организуя специальную деятельность на уроках, в кружках дополнительного образования, во внеурочной и внеклассной работе.
· Проектировать личность (сравнивать уровень воспитанности с его идеалом, составлять дифференцированные и индивидуальные программы воспитания).
· Разрабатывать методы индивидуального воздействия на ребенка (требования, перспектива, общественное мнение, убеждение, внушение, сдерживание, уговоры, компромиссы, поощрения, наказания).
· Корректировать качества личности, мешающие добиться успеха..
· Постепенное усложнение задач, которые детям необходимо решать в общении и взаимодействии друг с другом.
· Работать над созданием коллектива с развитой системой ценностей, с высоким уровнем эмпатии. Формировать общественное мнение коллектива - как действенный фактор воспитания личности.
· Создавать условия творческой реализации ребенка: совместно с другими (коллективная деятельность), для других (обслуживание), с По-мощью другого (управление), против другого (игра, конфликт).
· Включать учащихся в органы самоуправления, в структуру класса, создавать условия социализации, нормального взросления ребенка.
· Формировать адаптационные механизмы личности, включать ребенка в группы и коллективы разного уровня, обеспечить в процессе деятельности смену ролей (руководителя и подчиненного, теоретика и экспериментатора, прокурора и адвоката, советника и исполнителя).
· Расширять зону воспитательного влияния педагогов, подключать к воспитательной работе референтных для ребенка лиц: лидеров науки, искусства, культуры, ветеранов, героев труда и т. д.
· Обеспечивать единство педагогического воздействия семьи и школы.
· Утверждать во взаимоотношениях учащихся нормы сотрудничества, взаимной терпимости, самостоятельности, ответственности.
· Проявлять постоянное внимание к личности ребенка, его достижениям, заслугам.
Беляева Г.В. - заместитель директора гимназии по воспитывающей деятельности

Таблица № 1
"Дебаты"
Интеллектуальная интерактивная игра
для старшеклассников.
Цель игры -
сформировать у участников игры:
· умение реализовывать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения;
· умение анализировать, контролировать и совершенствовать свое речевое поведение и речь в каждой конкретной речевой ситуации;
· навыки публичного выступления;
· основные навыки активного слушания;
· умение логически мыслить, аргументировать свои высказывания;
· логически грамотное построение своей речи;
· активную речемыслительную деятельность;
· практическое познание основных законов риторики;
· умение аргументировано доказывать свою точку зрения в дискуссии.
Суть дебатов -
убедить нейтральную, третью сторону, Жюри в том, что Ваши аргументы более доказательны, чем аргументы Вашего оппонента.
Основные элементы и правила игры.
1. Тема дебатов формулируется в форме утверждения.
2. Команда состоит из 2-х человек : первый спикер - утверждает правильность заявленной темы дебатов, второй - отрицает правильность заявленной темы.
3. В Дебатах спикеры утверждающей и отрицающих сторон стараются убедить зрителей в том, что их позиция верна.
4. В начале игры Ведущий производит жеребьевку очередности выступления команд. Команда , выступающая первой, остается в зале. Остальные участники команд покидают зал и приглашаются Ведущим игры по мере очередности выступления по жребию.
5. Каждый спикер имеет три минуты на выступление. Предупреждающий звонок звучит через 2,5 минуты.
6. После выступления каждого спикера присутствующие в зале имеют возможность задавать вопросы в течение 3-х минут. На каждый вопрос отводится не более 30 секунд. Участник игры имеет право задать только один вопрос спикеру. Уточняющие, дополнительные вопросы не допускаются.
7. Ведущий игры:
· проводит жеребьевку;
· следит за регламентом игры.
8. Жюри выставляет оценки за :
· содержание,
· логику построения выступления,
· убедительность аргументов,
· культуру речи,
· культуру общения,
· соблюдение регламента,
· артистизм,
· корректность.
9. Победителями игры являются:
· Лучший спикер "За";
· Лучший спикер "Против";
· Лучшая команда;
· Лучший вопрос из зала.
Таблица № 2
"Защита Коллажа"
Интерактивная интеллектуальная игра для старшеклассников.
Цель игры -
сформировать у учащихся:
· умение реализовать смысловую ситуацию средствами коллажа;
· умение логически, грамотно и доказательно защитить коллаж;
· умение использовать изобразительные средства для раскрытия темы коллажа;
· навыки публичного выступления;
· навыки активного слушания;
· умение логически мыслить, аргументировать свои высказывания;
· логически грамотное построение речи;
· активную речемыслительную деятельность;
· умение аргументировано доказывать свою точку зрения в дискуссии.
Суть защиты коллажа:
убедить слушателей, Жюри в том, что вы выбрали оптимальные, наиболее удачные изобразительные средства для раскрытия темы коллажа.
Основные элементы и правила игры.
1. Тема коллажа предлагается участникам игры заранее (например, за неделю).
2. Команда состоит из 3-5 человек.
3. Члены команды заранее собирают материал для изготовления коллажа.
4. В день защиты коллажа команды собираются за три часа до начала защиты и изготавливают коллаж на специально приготовленном стен-де (изготовление коллажа возможно заранее).
5. В начале игры Ведущий проводит жеребьевку очередности выступления команд.
6. Каждой команде дается три минуты на защиту коллажа.
7. Предупреждающий звонок дается через 2,5 минуты.
8. После выступления команды присутствующие в зале имеют возможность задавать вопросы в течение трех минут. На каждый вопрос отводится не более 30 секунд. Участник игры имеет права задать только один вопрос. Уточняющие, дополнительные вопросы не допускаются.
9. Ведущий игры:
· проводит жеребьевку;
· следит за регламентом игры.
10. Жюри выставляет оценки за:
· эстетичность и оригинальность оформления коллажа;
· умение доказать оптимальность применения тех или иных изобразительных средств для раскрытия темы коллажа;
· культуру речи;
· культуру общения;
· соблюдение регламента.
11. Победителями игры являются:
· Лучшая команда.
· Лучший защитник коллажа.
· Лучший вопрос из зала.

Таблица № 3
Положение о Парламенте гимназии № 1517
I. Общие положения.
Парламент гимназии - орган ученического соуправления создан с целью:
- приобретения учащимися личного опыта демократических отношений
- воздания условий для социализации личности;
- воспитания учащихся, развития у них инициативы, самообслуживания, дисциплины, культуры, ответственности, выработке у гимназистов бережного отношения к общественной собственности;
- становления сплоченного коллектива гимназии;
- перехода к активной роли в воспитании учащихся от педагогов к школьникам;
II. Задачи и содержание работы.
1. Содействие руководству гимназии, педагогическому коллективу в приобретении гимназистами знаний и трудовых навыков, необходимых для дальнейшей жизни. Помощь в проведении олимпиад, конкурсов, вечеров по учебным предметам.
2. Организация внеурочной воспитывающей деятельности.
3. Разработка школьных законов, прав и обязанностей школьников.
4. Планирование, проведение и совместный анализ дел.
5. Связь с педагогическим и родительским активом, информирование педагогов о мнении учащихся.
6. Защита личности ребенка.
7. Формирование временных органов самоуправления : творческие группы, советы, дела.
8. Обучение ученического актива классов.
9. Участие в создании клубных объединений школьников.
10. Контроль за деятельностью классных комиссий.
III. Организация работы Парламента гимназии
1. Высшим органом ученического самоуправления является ученическая конференция учащихся 5-11 классов, проводимая по мере необходимости , но не реже 1 раза в год.
2. Ученическая конференция избирает членов Парламента.
3. Парламент состоит из 2-х палат. Верхняя - координирующий совет,
Нижняя - палата представителей.
4. Координационный совет собирается еженедельно. В его состав входят по одному представителю от класса.
Функции совета - разработка школьных законов, прав и обязанностей гимназистов, информация о делах классов, координация их деятельности, связь с педагогическим и родительским активом, защита личности ребенка. Из числа членов совета избирается председатель Парламента и его заместитель.
5. Нижняя палата - палата представителей собирается 2 раза в год для отчета о проделанной Ра-боте. В состав палаты входят 5 человек - председатели гимназических комиссий.
Задача палаты - анализ и оценка деятельности классов.
6. Для организации работы по ведущим направлениям созданы 5 комиссий : учебная, библиотечная, спортивная, культурно-массовая, труд и порядок.
Эти комиссии под руководством педагогов-кураторов собираются 1 раз в четверть. Педагоги-кураторы обучают ученический актив, участвуют в планировании и координации работы в гимназии.
Каждая комиссия выбирает председателя - члена нижней палаты.
7. В классах созданы аналогичные 5 комиссий. Задача комиссий планирование и организация работы в классах. Классные руководители оказывают помощь и осуществляют контроль за работой комиссий не реже одного раза в месяц.
8. Гласность работы Парламента, оперативность доведения всех его решений до каждого ученика обеспечивается через координационный центр, стенную печать.
9. Парламент взаимодействует с органами самоуправления педагогов и родителей. Председатель Парламента, его заместитель по мере необходимости принимают участие в работе педагогического совета, совещаниях при директоре школы.
IV. Парламент и коллективы классов
1. Связь Парламента с классными коллективами осуществляется через членов Парламента.
2. Классное собрание - коллективный орган ученического самоуправления проводится не реже одного раза в месяц.
3. Классное собрание принимает решения по вопросам деятельности коллектива, заслушивает информацию о решениях Парламента, принимает конкретные меры по выполнению этих решений.
V. Критерии эффективности деятельности самоуправления гимназии
1. Включенность учащихся в учебно-воспитательную деятельность и управление ею.
2. Умение организовать деятельность общешкольной и классных коллективов.
3. Осознание ответственности за достижение собственных целей.
4. Умение анализировать и определять программу на перспективу.
5. Степень самостоятельности ученического коллектива при проведении общешкольных дел.
Принципы соуправления
1. Гласность и открытость в деятельности органов соуправления.
2. Самостоятельность и свобода действий.
3. Коллегиальность принятия решений и персональная ответственность за их выполнение.
4. Тесная связь первичных коллективов и центральных органов соуправления.
5. Свобода критики, обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни.
6. Приоритет интересов учащихся, гуманность к каждому отдельному человеку.
7. Выборность всех органов соуправления.
8. Систематическая сменяемость, обновляемость руководителей, преемственность в их работе.
Этапы развития школьного соуправления
I этап : вовлечение всех гимназистов в общественную деятельность, распределять и научить добросовестно и качественно выполнять поручения.
II этап : расширение работы комиссий, ответственности педагогов.
III этап : четкая структура самоуправления.
Общие требования при работе с гимназическим Парламентом
1. Внимательно и заинтересованно относиться к позиции, мнению, критическим высказываниям и позитивным предложениям учащихся, конструктивно и своевременно реагировать на них;
2. Формировать у учащихся высокое чувство сопричастности к школьному коллективу и его делу.
3. Слушать и слышать детей.
4. Оказывать помощь и содействие в развитии личностных и деловых качеств ученика, преодолении и устранении его недостатков, слабых сторон, как ограничений, препятствующих саморазвитию и самосовершенствованию.
5. Принимать живое участие в проблемах и трудностях ученика.
6. Не допускать популистских обещаний, завышения оценки, личностных и деловых качеств, результатов работы.
7. Поощрять за хорошую работу, проявление чести гимназиста, преданности своей гимназии.

Беляева Г.В. - заместитель директора по воспитательной работе, учитель географии гимназии

Страница оптимизирована для просмотра в браузерах пятого поколения и выше с разрешением экрана 800х600.

Hosted by uCoz