НАМ 35 ЛЕТ     НОВОСТИ     E_MAIL

ГЛАВНАЯ  /   НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СБОНИК РАБОТ УЧЕНИКОВ
ВОЛКОВА Е., МАТВЕЕВА Н., САМОСУДОВА Е.
Оптимальный режим труда и отдыха для учащихся 10 класса
line2_w.jpg (5144 bytes)

В последнее время появилось много публикаций, посвященных ухудшению здоровья подростков за время обучения. Приводятся сведения о том, что лишь 15% выпускников московских школ можно считать здоровыми.

Мы являемся учащимися 10 кл. гимназии № 1517, учебный план которой предусматривает повышенную учебную нагрузку. Кроме этого в учебных заведениях произошла значительная интенсификация образовательного процесса, т.е. в единицу времени дается больший объем информации, чем это было несколько лет назад.

В связи с этим мы заинтересовались проблемой здоровья старшеклассников, которое в немалой степени зависит от правильного режима жизни, а т.к. мы являемся учащимися медико-биологического класса, нас тем более беспокоят проблемы здоровья.

Целью нашей исследовательской работы являлась разработка оптимального режима труда и отдыха.

По ходу работы мы решали следующие задачи:

• Разработали вопросы анкеты для старшеклассников

• Проанализировали результаты анкетирования и сопоставили их с санитарно- гигиеническими требованиями к максимальным величинам воздействия на школьников учебно-воспитательного процесса

• Разработали предложения по оптимизации режима, который согласован с врачом гимназии № 1517 и одобрен им.

Анонимное анкетирование проводилось по разработанным нами анкетам среди 50-ти десятиклассников и их родителей. По анкетным данным мы составили таблицы и графики, которые в последствии анализировались.

 

У человеческого организма есть одна особенность: он очень любит соблюдать свое внутреннее расписание. Все ниши органы устроены так, что усиливают или ослабляют свою работу через определенные промежутки времени. Сколько бы ты ни съел за обедом, ты снова почувствуешь голод, когда время подойдет к ужину. Когда бы ты ни лег спать, ты не выспишься, пока не проспишь положенного числа часов.

Вот почему так важно установить твердый режим дня и точно его выполнять.

Если же ты будешь мешать своему организму соблюдать его расписание, то он взбунтуется.

Физиологические и биологические основы режима

Знание физиологических основ и принципов; построения режима, и также важности каждого его элемента помогает осознавать необходимость соблюдения рационального распорядка дня.

Античные философы выдвинули идею о ритмичности процессов, происходящих в природе и организме. Об этих закономерностях писали Гераклит, Аристотель, Платон.

Интерес к этой особенности жизнедеятельности природы и организма человека поддерживался на протяжении веков. К.Линней, живший в восемнадцатом веке, предложил ввести в обиход «цветочные часы», используя способности многих цветов раскрываться утром, а вечером закрываться. В начале девятнадцатого века медики впервые применили термин «живые часы» для обозначения суточного ритма функций организма, называя сутки «единицей нашей естественной хронологии».

В наши дни для изучения биологических ритмов создана специальная наука - хронобиология. Это название можно перевести как «временная биология».

Под биологическим ритмом ученые понимают периодическое чередование различных состояний организма и колебаний интенсивности физиологических процессов и реакций. Важнейшей характеристикой любого ритма является его период, т.е. отрезок времени, по истечении которого происходит повторение состояний организма.

Основным ритмом организма является суточный ритм, имеющий продолжительность около 24 часов с частотой повторяемости 1 раз в сутки. Циркадный ритм присущ более чем 300 функциям и процессам организма. Разработана даже циркадная система человека, объединившая выявленные учеными временные закономерности состояния организма. Например, максимальных значений достигают масса тела человека в 18-19 часов, температура - в 16-18 часов, частота сердечных сокращений - в 15-16 часов, частота дыхания - в 13-16 часов, артериальное давление - в 15-18 часов.

Многочисленными исследованиями ученых установлено, что биоритмы - один из важнейших механизмов приспособления организма к окружающей среде. Кроме того, они являются критерием функционального состояния организма, его благополучия, т.к. изменение биоритмов - это ранние, а иногда первые признаки влияния неблагоприятных факторов окружающей среды, сигнал о неблагополучии.

Многие гигиенические рекомендации по рациональному режиму дня основаны на знании суточных ритмов. Существуют биоритмы физической и психической деятельности, сезонные, лунные и другие колебания биоритмов. На биоритмы могут оказывать неблагоприятное воздействие различные факторы. Например, социальные факторы. К ним относятся:

• увеличение времени бодрствования за счет искусственного удлинения светового дня, просмотра радио- и телепередач;

• увеличение времени напряженного бодрствования - в результате возрастания учебной нагрузки и школе и домашних заданий:

• более частые стрессовые нагрузки вследствие интенсивного учебного и производственного труда.

Накопленные наукой теоретические знания о биоритмах, закономерностях их проявлений, их пластичности, т.е. способности приспосабливаться, помогать организму адаптироваться к условиям среды, имеют важное практическое значение. Знание этих закономерностей, их учет дают возможность разработать режим жизни, труда и отдыха- при которых достигается соответствие биологических ритмов социальным условиям.

Организм подростков очень чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, следовательно, особенно нуждается в эффективных средствах защиты. К таким средствам относится рациональный режим дня. Объясняется это не только тем, что распорядок дня строится с учетом биоритмов, но и те, что соблюдение изо дня в день одних и тех же часов сна, приема пищи, занятий утренней гимнастикой и т.д. ведет к выработке рефлекса на время, формирует так называемый динамический стереотип нервных процессов в коре головною мозга.

«Учение И.П.Павлова об условных рефлексах, результаты многолетних экспериментальных исследований ученых, огромный практический опыт, накопленный физиологами и медиками в процессе изучения высшей нервной деятельности человека позволили подойти к пониманию режима как системы условно-рефлекторных реакций, действующей по типу динамического стереотипа».

Формирование и закрепление динамического стереотипа вызывает дополнительное напряжение нервной системы - требует времени, поэтому привыкание к новому режимы происходит не сразу, а постепенно, только при повторении его элементов, т.е. строгом соблюдении распорядка дня. Далеко небезразлична для организма и «переделка» сложившегося динамического стереотипа, его нарушение. В таких случаях происходит торможение, угасание положительных, выработанных многократным повторением условных рефлексов и появляется необходимость в формировании новых рефлексов. Если эта «переделка» для нервной системы сложна и чрезмерна, могут возникнуть отклонения в состоянии здоровья.

Динамический стереотип задает определенный ритм жизни, облегчающий функционирование организма.

Таковы биологические и физиологические основы режима. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной школы» сказано: «Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке».

Суточный режим

В понятие режим, входят:

• длительность

• организация

• распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Различают следующие виды деятельности школьников:

1. учебная

2. трудовая

3. профессиональная

4. спортивная

Отдых в свою очередь разделяется на:

• пассивный

• активный

Деятельность (по характеру и длительности) должна быть посильной и не превышать границ работоспособности человека, а отдых достаточным для полного восстановления всех функций. Рациональным признается такой режим, который создается с учетом законов высшей нервной деятельности, суточных биоритмов, а также возрастных возможностей организма.

Возраст 14 -17 лег считается переходным от детства к юношеству. Этот период играет чрезвычайно важную роль в физическом развитии, формировании нервной системы и высшей нервной деятельности, а также в становлении личности, имеет огромное значение с социальной точки зрения. В эти годы жизни перед каждым школьников встает проблема выбора профессии. Многие подростки покидают родную школу и продолжают учиться, приобретая профессию в профессионально-техническом училище.

Темп современной жизни очень высок, каждому подростку многое хочется узнать, всем; научиться. Кроме того, существуют такие увлекательные вещи, как книги, музыка, спорт, общение с друзьями... Можно ли все это совместить и где найти свободное время? Подобные вопросы часто задают школьники. Ответить на них следует положительно. Секрет простой:

необходимо выделить основные режимы и компоненты и правильно распределить между ними суточный бюджет времени.

Врачи выделяют в режиме школьника 6 основных компонентов:

• сон

• пребывание на открытом воздухе

• учебная деятельность

• отдых

• прием пищи

• личная гигиена

Содержание и длительность каждого из этих компонентов меняются в зависимости от возраста (табл. 1). Как видно из таблицы, с возрастом

увеличивается учебная нагрузка, больше времени отводится на выполнение домашних заданий. Одновременно увеличивается время, затраченное на внеклассные и внешкольные занятия (творческая деятельность, общественно полезный труд, курсы и т.д.), которые выбираются по собственному желанию и потребности школьника.

ТАБЛИЦА № I.

Продолжительность основных компонентов режима для учащихся общеобразовательных школ (в часах)

Компонент режима

 

Возраст

 

 

 

6-7

 

8

 

9-10

 

11-12

 

13-14

 

14-16

 

17-18

 

Учебные занятия в школе (включая факультативные)

3-4

 

4

 

4

 

5

 

5

 

5-6

 

5-6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебные занятия дома (с учетом перерывов)

до1*

 

до 1.5

 

до 2

 

до 2.5

 

до3

 

до 4

 

до 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвижные игры и

Спортивные развлечения на открытом воздухе

, спорт, дорога в школу и обратно

3.5

 

3.5

 

3.5

 

3

 

2.5

 

2.5

 

2.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеклассные и внешкольные занятия (творческая деятельность, общественно-полезный труд, помощь семье, чтение художественной литературы)

1-2

 

1-2

 

1-2

 

1-2

 

1-2.5

 

1-2.5

 

1-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием пиши, зарядка гимнастика, закаливающие процедуры, туалет

2.5

 

2.5

 

2.5

 

2.5

 

2

 

2

 

2

 

Сон дневной

1

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сон ночной

10-11

 

10

 

10

 

9.5

 

9

 

9

 

8-8.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для подвижный игр и спортивных занятий на открытом воздухе надо ежедневно уделягь от 2.5 - 3.5 ч. Особое внимание следует обратить на продолжительность сна.

Сон рассматривается как физиологическое состояние, при котором почти полиостью отсутствует реакции на внешние раздражения и уменьшается активность физиологических процессов. Во время сна происходит восстановление работоспособности организма и в первую очередь восстанавливаются функции коры головного мозга. Физиологическая потребность в сне зависит от возраста. Так, в период новорожденности длительность сна составляет 16.5 часа в сутки. Такая выраженная потребность во сне объясняется тем, что даже незначительные по силе внешние раздражители оказываются для новорожденных сверхсильными, вызывая охранительное торможение. Затем длительность сна постепенно уменьшается и к 6-7 годам формируется сон в ночное время. Однако в этом возрасте дети начинают обучение в школе, у них возрастают умственные и физические нагрузки. Значит, необходимость дневного сна - как одного из важнейших компонентов режима дня для учащихся первых классов остается. У подростка 15-18 летнего возраста длительность сна приближается к норме для взрослого человека (8-8.5 часов). Такая продолжительность ночного сна в сочетании с 2.5-часовым активным отдыхом на открытом воздухе необходим для укреплении здоровья подростка, поддержания его работоспособности на высоком уровне, предупреждения переутомления.

Исследованиями гигиенистов установлено, что у школьников, которые не досыпали час - полтора, уровень работоспособности был снижен на 30%. Если сон у школьников меньше «нормы» на 2, 5 часа, то на первых двух уроках в школе (гимназии) их работоспособность была очень низкой.

Соблюдение длительности основных компонентов режима является обязательным условием правильного его построения, но не решает полностью проблемы профилактики переутомления. Не менее важно рационально распределить в течение суток компонентов режима, определить их чередование.

Почему необходимо чередовать разные виды деятельности?

Дело в том, что каждый новый режимный компонент должен принципиально отличаться от предыдущего по характеру его воздействия на организм. В этом случае он превращается в своеобразный отдых, снимающий утомление, вызванное предшествующей работой. Врачи часто говорят: « Смена деятельности - есть отдых».

Теоретически такой подход к построению режима был разработан в прошлом веке выдающимся русским физиологом И.М. Сеченовым.

Вероятно, всем нам приходилось замечать, что работа интересная, приносящая чувство удовлетворения утомляет гораздо меньше. Однако если мы занимаемся тяжелой работой, пусть даже не представляющей для нас большого интереса, но при этом осознаем ее важность и необходимость, то преодоление трудностей для достижения поставленной цели приносит чувство удовлетворения, поднимает настроение, вызывает положительные эмоции, а они очень быстро снимают утомление, заставляют «забыть» о затраченных усилиях. «Формирование потребности действовать - одна из важнейших задач. Воспитать в себе это качество - значит, создать основу для полноценного выполнения личностью социальных задач». В правильно построенном режиме заложена возможность успешного достижения этой цели.

Приведем в качестве примера схему полноценного режима дня учащихся старших классов, где правильно чередуются различные виды деятельности (табл.2)

Таблица № 2 Режим дня учащихся старших классов общеобразовательной школы

Компоненты режима

1-я смена

Подъем, утренняя гимнастика, закаливающие процедуры (обтирание, душ), уборка постели.

умывание

7.00-7, 30

 

Завтрак

7.30-7.50

Дорога в школу (прогулка)

7.50-8.20

Учебные и факультативные занятия в школе